Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Исполнительский стиль
академического направления базируется на классических принципах исполнения: · единый подход к звукообразованию, · прикрытый характер звука, · сглаженность регистров, · однородность тембров внутри каждой хоровой партии, · постоянный количественный состав хора, · относительно равномерное распределение певцов внутри хоровых партий. Коллективы народного направления: · опора на местную певческую культуру (отсюда разнообразие их составов и манеры исполнения), · различные соотношения мужских и женских голосов, · использование преимущественно грудного регистра, · диапазон (обычно) в пределах октавы, · пение открытым натуральным голосов (без «сглаживания» регистров), · манера произношения текста, интонации как при разговорной речи, · свобода, непринужденность исполнения. Л.В. Шамина «Школа русского народного пения»:
· разучивание произведений по хоровым партитурам (четко фиксируются: количество голосов, мелодическое строение каждой партии, выразительные элементы музыкального языка. авторские указания) · произведения чаще всего не имеют строго определенного количества голосов (в большинстве народных песен голоса попеременно сливаются в унисон и выстраиваются в многоголосную хоровую партитуру (полифоническая подголосочная фактура))
· пение (чаще всего) без дирижера
· включение танцев и инструментальной группы (насыщение звуковой палитры хора) 8.Принцыпы интонирования ступеней лада по системе П. Чеснокова. Мелодический -это строй отдельной хоровой партии,
Чесноков делит строй на мелодический (горизонтальный)и гармонический(вертикальный).Согласно определению Чеснокова:
Гармонический-строй одновременно звучащих партий по вертикали, т.е. строй всего хора. Мелодический строй: 1) чистые интервалы (наиболее легкие для интонирования, что связано с акустическим родством звуков) исполняются устойчиво; ………………………………………. 2) большие - требуют одностороннего острого расширения, малые-одностороннего суживания (очень трудные для исполнения); ………………………………………………………………. 3) увеличенные требуют двухстороннего расширения, Уменьшенные-двухстороннего сужения (очень трудны для исполнения). ……………………………………………………………… Ступени мажорной и минорной гаммы требуют следующего исполнения: ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. → устойчивость, -↑ –напряжение к повышению,! –напряжение к понижению, --устойчивость звука после должного повышения к повышению или понижению. Необходимость применения этих правил Чесноков объясняет «требованием слуха». Ладовое осознание интервалов является критерием точности их исполнения. Интервалы в муз. произведении воспринимаются нами в том или ином ладу. Исполняя интервал мы его мысленно помещаем в ладовую систему. Условием правильного интонирования должно быть острое исполнение вводного тона. Различается исполнение диатонических(разноименных) и хроматических(одноименных)полутонов. К примеру Данилин называет диатонические малыми, а хроматические – большими. Хроматические полутоны исполняются шире, чем диатонические: до-до диез-шире, чем до-ре ♭, а вниз до диез-до бекар требует «оседания» до бек..Диатоника вверх, напр. си-до требуют «близкого» исполнения звука до, а вниз-острой подачи си: до -си (остро). Но при этом необходимо ориентироваться на устойчивые в интонационном отношении звуки: интонационные константы. По отношению к ним может производиться расширение или сужение интервалов. В мажоре -это 1, 4 и 5 ступени. В миноре -это 1 и 5 ступени интонационно неустойчивы и нуждаются в высоком исполнении. Особую трудность в мажоре представляют 2, 3, 6, 7 ст. 2-вверх высоко, вниз-низко. 3-определяет лад, как вводный тон(остро), тон в S (всегда высоко) 6-высоко(в гарм.-с тенденцией к понижению), вниз –низко 7-как вводный тон к Т (остро и вверх и вниз) Вниз: Минорная гамма интонируется сложнее Вверх: 1-с некоторым напряжением к повышению(минор-как 6 ступень мажора: ля в до мажоре тянется к си, поэтому 1 и 5 ст. подтягиваются вверх, в отличие от их устойчивости в мажоре) 2-высоко 3-тупее, показатель минорного лада 4-по отношению к 3й, интонируется острее 5-интенсивно подтягивать 6мел.-высокр, нат.-ближе 7 гарм.-очень высоко(вводный тон) Вниз: 7м - понижать 6м - низко особо опасные в миноре-2, 3, 7. 5 - острее вверх 4 - тупее вниз 3 - низко 2 - острее вверх 1- подтягивать вверх Особую сложность в интонировании интервалов представляют секунды: м.2 и б.2 По замечанию Данилина: «Самое трудное петь полутон и тон». Надо помнить, что б.2 должна подаваться острее, выше; такую же б.2 вниз-петь посылая звук пониже, м.2 вниз-узко. В дорийском ладу-6ст.диез Фригийском-2 ст. бемоль Лидийский-4.ст# Любая альтерация, изменяющая высоту той или иной ступени нат. лада, называют Соответствующий способ интонирования: альтерация, повышающая звук, требует обострения интонации, понижающая-некоторого ее понижения.
|