Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ эффективности закупки комплектующих и альтернативного использования ресурсов
Система «директ-костинг» предоставляет возможность обоснованного выбора – покупать на стороне или производить самим. Вопрос о закупке решается с учетом различных аспектов. В первую очередь, приобретение товаров других производителей может быть вызвано большими затратами на его производство, поскольку дешевле купить аналогичный товар, чем его произвести. Другие факторы, влияющие на принятие решений в пользу покупки или производства: - наличие необходимых ресурсов (в т. ч. оборудования, обученного персонала) для производства на предприятии; - возможность использования в производстве материалов-заменителей (более дешевых); - заинтересованность в развитии НИОКР (развитие новых материалов, технологий); - заинтересованность работающих в стабильности предприятия; - необходимость охраны секретов фирмы; - возможность финансирования разработки новых продуктов (предприятием, государством); - необходимость контроля и снижения времени выполнения заказа на поставку сырья и материалов; - воздействие на степень гибкости производства; - необходимость контроля качества и надежности продукта — наличие нескольких поставщиков (конкуренция между поставщиками ведет к предоставлению более выгодных условий потребителю). При принятии решения необходимо сравнить предлагаемую цену поставки комплектующих с переменными затратами на их производство. Этапы принятия решения: производить или покупать. 1. Определяется наиболее вероятный объем продаж на ближайший период времени (месяц, квартал). Для этого используются данные, полученные на основе прошлых продаж и экспертных оценок. 2. Затраты на производство распределяются на постоянные и переменные. 3. Определяется себестоимость, по которой данный продукт идет в производство. Для этого необходимо из полной себестоимости продукта вычесть постоянные общехозяйственные расходы, т. к. они останутся независимо от того, будет производиться продукт или нет. 4. Рассчитываются ожидаемые общие затраты при производстве и покупке продукта. Ожидаемые затраты при производстве рассчитываются по формуле:
Зож. = Ропр / пост * К + Рпер * К (6.2)
где Зож. – ожидаемые затраты на производство продукции; Ропр/пост – постоянная часть общепроизводственных расходов на единицу продукции; К – предполагаемый объем продаж; Рпер – переменные затраты на единицу продукции. Ожидаемые затраты при покупке продукции рассчитываются по формуле: Зож = Ц * К (6.3), где Ц – цена покупки единицы продукции. 5. Рассчитывается значение объема продаж, при котором ожидаемые общие затраты при производстве и при покупке будет равны. При этом за X обозначается объем продаж (К) и затраты при производстве продукции приравниваются к затратам при покупке продукции. Также данное действие можно выразить графически, показав на графике зависимость затрат на покупку и затрат на производство от объема продаж. Точка пересечения 2 прямых затрат, спроецированная на ось X показывает объем продаж, при котором затраты будут равны. 6. Сравнивая предполагаемый объем продаж (Опр) и объем продаж, при котором затраты на производство и на покупку будут равны (Оз), принимается решение: если Опр < Оз, то предприятию выгоднее производить продукцию, чем покупать; если Опр > Оз, то предприятию выгоднее покупать. Пример. Исходная информация об объемах продаж и вероятности ее наступления приведена таблице 6.2. Таблица 6.2 – Данные об объемах продаж
Переменные затраты на предполагаемый объем продаж составят 2 942 100 руб., постоянные — 837900 руб. Затраты на единицу продукции по статьям приведены в таблице 6.3.
Таблица 6.3 – Данные о затратах на единицу продукции
*В статьях затрат «Материалы», «Зарплата», «Электроэнергия» предполагается, что 100% - доля переменных затрат.
Цена покупки единицы составляет 110000 руб. Что выгоднее для предприятия: произвести или купить продукцию? Решение (выполнено в соответствии с этапами принятия решения). 1. Определим наиболее вероятный объем продаж на ближайший период. Для этого заполним табл. 6.4.
Таблица 6.4 – Расчет предполагаемого объема продаж
Наиболее вероятным для предприятия будет объем продаж в 31 500 штук. Для этой величины объема продаж переменные затраты составят 2 942 100 руб., постоянные – 837 900 руб. 2. Распределим затраты на производство на постоянные и переменные в таблице 6.5.
Таблица 6.5 – Распределение постоянных и переменных затрат
3. Определим себестоимость, по которой данный продукт идет в производство: 120 000 – 12 350 = 107 650 руб. 4. Рассчитаем ожидаемые общие затраты при производстве и при покупке продукта. Ожидаемые затраты при производстве составят: 14 250 * 31 500 + 93 400 * 31 500 = 3 390 975 000 руб. Ожидаемые затраты при покупке составят: 110 000 * 31 500 = 3 465 000 000 руб. Сравнивая ожидаемые затраты при производстве и при покупке, можно сделать вывод, что при данном объеме продаж продукт выгоднее производить. 5. Рассчитаем значение объема продаж, при котором ожидаемые общие затраты при производстве и при покупке будут равны: 93 400 * X + 14 250 * 31 500 = 110 000 X, X = 27 041 единица. При объеме производства 27 041 единиц затраты на производство и приобретение двигателей будут равны. Покажем на графике (рис. 6.2).
6. Так как предполагаемый объем продаж больше объема продаж с равными затратами, то предприятию выгоднее производить продукцию, чем покупать. Анализ целесообразности принятия дополнительного заказа Пример. Предприятие, планирующее выпустить 41 тыс. единиц изделия А и реализовать их по цене 80 руб, получило заказ на 3 тыс. изделий по цене 49 руб. Производственные мощности позволяют произвести дополнительный выпуск. Исходные данные приведены в табл. 6.6.
Таблица 6.6 – Исходные данные для анализа целесообразности принятия дополнительного заказа
Сравнительный анализ выполним в табл. 6.7.
Таблица 6.7 – Анализ целесообразности принятия дополнительного заказа
Согласно проведенному анализу, предприятию целесообразно принять дополнительный заказ по цене 49 руб., поскольку это приведет к росту маржинальной, а также нетто-прибыли вследствие эффекта дегрессии постоянных затрат.
|