Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность, значение и уровни контроллинга
Развитие теории и практики управления затратами и обеспечения прибыльной деятельности предприятий привело к формированию в 1970-х гг. контроллинга как целостной концепции управления предприятием, ориентирующей руководителей на выявление всех шансов и рисков, которые связаны с получением прибыли. Контроллинг – это деятельность объединенных в определенную структуру субъектов (органов, руководителей, исполнителей), которая направлена - - набор методик, направленных на совершенствование учетной политики и управленческой практики предприятий, исходя из финансовых критериев успешности функционирования предприятия. С помощью контроллинга могут быть решены традиционные проблемы учета и управления: - неконтролируемая дебиторская задолженность; - слабое управление затратами: отсутствие четкого понимания структуры затрат и их целесообразности; - неточное определение рентабельности подразделений и видов бизнеса; - нехватка оборотных средств и т. п. Контроллинг ориентирован на текущие результаты деятельности и не связан с документальной проверкой, необходимостью выхода на места совершения хозяйственных актов и операций. Контроллинг не следует отождествлять со словами «контроль» и «ревизия». Несмотря на определенное созвучие, эти слова имеют друг с другом мало общего. Контроль – это лишь одна из функций контроллинга, т. к. он не ограничивается только задачами контроля. Контроллинг основан на принципах «директ-костинга», но может также включать в себя элементы системы «стандарт-кост». Он шире двух названных систем, разнообразнее по назначению, функциям, методам планирования, учета и анализа, степени использования информации. Контроллинг не ограничивается контролем издержек, составляющим основную функцию системы «стандарт-кост» и рентабельности выпуска реализации продукции, как в системе «директ-костинг». Контроллингу присущ специфический инструментарий, т. е. взаимосвязанная совокупность методов получения, обработки, агрегирования, анализа, представления и использования разнообразной экономической информации. Действовать эффективно он может, только находясь на высшем уровне управления, так как ошибки, допущенные высшим звеном, в большинстве случаев не удается компенсировать последующим звеньям. Специфическим инструментом контроллинга является сумма покрытия, которая показывает, какая часть выручки от реализации продукции (работ, услуг) по рыночным ценам остается у предприятия после вычитания из нее прямых переменных затрат на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг. Сумма покрытия включает постоянные затраты предприятия и прибыль. Вычитая из суммы покрытия постоянные расходы, получаем прибыль от производства и реализации изделия. Таким образом, удается оценить вклад, который вносит в покрытие постоянных затрат и формирование прибыли предприятия каждое изделие или производственное подразделение. Существуют два уровня контроллинга – стратегический и оперативный. Стратегический контроллинг направлен на создание потенциала успеха, т. е. обеспечение долгосрочного существования предприятия. Основная его задача – отслеживание степени адаптации предприятия к окружающей среде, то есть выявление целесообразности продолжения намеченных стратегических мероприятий в течение срока реализации стратегического плана. Оперативный контроллинг направлен на достижение запланированного уровня дохода (прибыли). Его главной задачей является оценка экономической эффективности производственных процессов, выявление «узких мест», вызывающих отклонение ожидаемой (фактической) прибыли от запланированной.
|