Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принятие решения по ценообразованию
При принятии решения об оптимальной цене для достижения основной цели предприятия (максимизация прибыли) продавец (производитель) должен знать, какие затраты связаны с выпуском товара определенного качества, как реагирует покупатель на различие цен и что предпримут конкуренты в ответ на назначение определенной цены. В связи с этим выделяют три подхода к определению цен. 1. Ценообразование, ориентированное на конкурентов. В зависимости от структуры рынка, числа и силы конкурентов, предприятие выбирает одну из трех стратегий – приспособление к рыночной цене, последовательное занижение цен или последовательное превышение цен, которое основывается на высоком имидже и качестве продукта. 2. Ценообразование, ориентированное на потребителей. Предметом анализа при установлении цен в данном случае является готовность потребителей платить определенную цену (верхняя граница цены), реакция потребителей на изменение цен (эластичность цен) и возможность дифференцирования цен. 3. Ценообразование, ориентированное на затраты. Политика цен, ориентированная на затраты, исходит из покрытия всех или по крайней мере значительной части затрат. Необходимая информация берется из данных производственного учета (расчета себестоимости). Калькуляция является методическим средством, связывающим расчеты себестоимости с ценообразованием. По цели и методам различают два вида калькуляции: 1) прогрессивная калькуляция: на основе производственных затрат рассчитывается цена, полностью или частично покрывающая затраты (широко распространена в России). Недостаток метода – не учитывается влияние рынка; 2) метод обратной калькуляции основан на расчете, исходящем из продажной цены, и предназначен для контроля рыночной цены с точки зрения затрат. Речь идет о проверке цен, ожидаемых потребителями или устанавливаемых конкурентами. Если цена, покрывающая все затраты, не будет принята рынком, то одним из возможных путей решения данной проблемы является снятие продукта с производства, что характерно для российских предприятий. Если же продукт имеет важное значение для предприятия, то необходимо выполнить калькуляционные выравнивания ассортимента торгового предприятия. Рассмотрим пример. Пусть цены для продуктов А и С (11, 57 и 10, 22 руб.) не были приняты рынком (табл. 9.1). Допустим, приемлемыми рынком являются цены ниже 10 руб. Это ведет к уменьшению выручки. Чтобы добиться желаемой прибыли, продукт В должен быть продан не по первоначально рассчитанной цене, а по цене, покрывающей потери от продуктов А и С: 8, 68 руб. — цена продукта В после калькуляционного выравнивания.
Таблица 9.1 – Пример калькуляционного выравнивания в торговле
Подобное калькуляционное выравнивание, широко применяемое в основном на Западе, на предприятиях торговли, называют симультативным выравниванием. В качестве компенсатора потерь от снижения цены какого-то товара могут выступать как отдельные продукты, так и весь ассортимент. Особенно подходят те товары, цены которых служат для потребителя индикаторами качества или носителями престижа.
|