Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Педагогические условия организации игровой деятельности дошкольников, классификация игр их функции.
Игра - Это сложный, многогранный вид деятельности, так как многое в игре происходит во внутреннем плане. Структура игры (Д.Б. Эльконин) – это структурные компоненты, элементы игры, а именно: сюжет, роль, игровые действия, игровые и реальные взаимоотношения, игровые правила. Сюжет игры – цепь взаимосвязанных событий, которые передаются в игре. Роль, по мнению Д.Б. Эльконина – основной элемент в творческих играх. Формирование игры (Н.Я. Михайленко) – планомерный процесс педагогического воздействия, направленный на передачу детям способов игровой деятельности. Управление игрой (Н.Я. Михайленко) – создание условий для игры, косвенные методы воздействия на игру. Руководство игрой – непосредственное участие педагога в игре вместе с детьми. Педагогическая технология игры – последовательное использование на практике заранее спроектированного образовательного процесса с использованием разных видов игр. Педагогическая поддержка игры – комплекс методов и приемов, направленных на обогащение содержания игр, взаимоотношений, развитие творчества, создание условий для игр. Игровое творчество – самостоятельность, инициатива детей в выборе партнеров по игре, игрушек для игры, распределении ролей, выборе, построении сюжета. Культура игры – это содержательный, психологический, нравственный, эстетический ее аспект. Игровая позиция (Н.Н. Поддъяков) – наличие у детей игрового, юмористического отношения к жизни.
Психологические основы ученых-психологов А. Леонтьева, Д. Эльконина, Л. Выготского, Н. Поддъякова. Основные положения их сводятся к следующему: 1. Игра – ведущий вид деятельности дошкольников, так как в ней происходит интенсивное развитие личности, появляются новые психические образования; внутри игровой деятельности зарождаются другие виды деятельности. 2. Игра – интрогенная деятельность, т.е. поведение ребенка в игре обусловливается не только и не столько внешними, но и внутренними факторами (мотивами, потребностью в общении). Потребности, желания, склонности зависят от творческих возможностей личности. Творчество зависит от уровня развития памяти, мышления, воображения. 3. В игре интенсивно идет социализация ребенка. Дети овладевают ориентировкой в окружающем мире, в мире человеческих отношений, деятельности людей. 4. Игра – средство саморазвития ребенка, самообновления, самосовершенствования, самовоспитания, саморегуляции, переработки впечатлений. 5. Игра имеет психотерапевтический эффект, так как в ней существуют два плана эмоций. Например, ребенок плачет, как больной; радуется, как играющий; когда с помощью игры изживаются отдельные отрицательные черты агрессивности. Биологические основы игры составляют положения о том, что: - игра – удел молодого организма; - ребенок играет благодаря подражанию взрослым, другим детям и впечатлительности нервной системы; - в игре ребенок получает удовольствие. Социальные основы игры включают моменты: - игра – отражение окружающей действительности, социальной среды, народности; - общество проектирует содержание игры детей посредством создания игрушек, их производства; - общество готовит педагогов, которые профессионально руководят игровой деятельностью детей.
Существует несколько теорий игры. Среди них: 1. Теория З. Фрейда, форма преодоления барьеров, тайных желаний. 2. Теория К. Гросса упрражнение, предупражнение и подготовка.3. Теория С. Холла включает положение о том, что игра –стремление к свободе, автономии. 4. Теория Д. Эльконина констатирует, что игра – особа форма отражения окружающей действительности, средство социализации. 5. Н. Поддъяковафункции развития и саморазвития, в ней позитивно проявляются феномены детской психики. 6. К.Д. Ушинский понимал иггру как отражение действительной жизни. 7. А. С. Макаренко игра — осмысленная деятельность, а радость игры — «радость творческая», «радость победы». 11.2. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника. Игра – это такая форма деятельности, в которой ребенок воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности и усваивает те формы отношений, которые будут реализованы и осуществлены впоследствии. Он делает это, замещая одни предметы другими, а реальные действия – сокращенными. 11.3. Значение игры в воспитании и развитии ребёнка (Р.И.Жуковская, Д.А. Е.В.Зворыгина, Менджерицкая и др.). Р.И. Жуковская рассматривала игру как средство воспитания. По ее мнению, игра – это форма индивидуального, творческого отражения действительности, условного ее преобразования, средство всестороннего воспитания. Д.В. Менджерицкая, определяя игру как социальную практику ребенка, его реальную жизнь в обществе сверстников, подчеркивала актуальность проблемы использования игры в целях всестороннего воспитания, и, в первую очередь, формирования нравственной стороны личности. . Педагогические условия организации игровой деятельности детей раннего возраста: -игр среда, включает дидакт, образн игрушки, связанные с развдвиж; один игр поровну. - педагог-организатор дидакт, подвижных, игр-забав, строит, игр с песком, на третьем году – сюжетно-ролевых игр. Дошкольного возраста в раннем младшем дошкольном возрасте обязательны дидактические игрушки (башенки, вкладыши); образные; игрушки-каталки, развивающие движения; игрушки-забавы. В старшем дошкольном возрасте нужны атрибуты к сюжетно-ролевым играм, для театрализованных игр, различные конструкторы, развивающие игры, многофункциональные игрушки-модули (средообразующие предметы). 11.5. В педагогике существовало несколько классификаций игр детей. Классификация К.Д. Ушинского. Классик предлагает выделять игры с правилами, народные игры, игры для воспитания. В настоящее время в дошкольной педагогике используется несколько классификаций игр: 1. Игры с открытыми правилами (дидактические, подвижные, игры-забавы). Эти игры придуманы для детей взрослыми. Игры со скрытыми правилами (творческие игры). Авторами этих игр являются дети. 2. Н. Михайленко, И. Короткова предлагают классификацию игр с учетом деятельности детей: игры, которые используются на занятиях; игры, организованные совместно с взрослыми и детьми; игры по инициативе детей. Дидактические игры с учетом обучающих заданий: - настольно-печатные (головоломки, игры-задания); - словесные (загадки, логические задачи); - словесно-подвижные (упражнения, соревнования); - конструктивные (объемные и плоскостные); - игры на занятиях; - игры со специальными дидактическими материалами (карты, схемы, компьютерные программы); - игры для самостоятельной деятельности детей. Группа подвижных игр также разнообразна: сюжетные, бессюжетные, игры-аттракционы, элементы спортивных игр (хоккей, волейбол, бадминтон, шашки, шахматы). Музыкальные игры: хороводы, игры-забавы, бессюжетные музыкальные игры. 11.6. Основные структурные элементы игры: цель, мотивы, средства реализации действий, результат и их характеристика Игровой замысел – это общее определение того, во что и как будут играть дети: в магазин, в детский сад и т. д.
|