Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сюжетно-ролевая игра дошкольников, этапы ее развития и особенности руководства в разных возрастных группах ДОО.
12.1. Характеристика и сущность этапов развития сюжетной игры дошкольника (ознакомительные игры, отобразительные игры, сюжетно-отобразительные игры, сюжетно-ролевые игры). Сюжетно-ролевая игра появляется в деятельности ребенка не сразу. Она проходит ряд последовательных этапов развития.
Раскроем игру в развитии. Т. А. Куликова выделяет следующие этапы развития игровой деятельности, которые по ее мнению, представляют собой предпосылки сюжетно-ролевой игры. Первый этап – ознакомительная игра. Ее содержание составляют действия-манипуляции, которые ребенок совершает вместе со взрослым, исследуя свойства и качества предметов. На втором этапе развития игровой деятельности появляется отобразительная игра, в которой действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта. На этом этапе внимание ребенка обращают на свойства игрушек и учат его действовать в соответствии с ними: катать шарик, складывать в коробочку мелкие игрушки; учат соотносить предметы по форме, по физическим свойствам. Третий этап – сюжетно-отобразительная игра. Этот этап развития игры относится к концу первого – началу второго года жизни. Дети начинают активно отображать впечатления, получаемые в повседневной жизни (баюкают куклу, кормят мишку и т. д.). Четвертый этап – сюжетно-ролевая игра.
Л. С. Выготский отмечал, что основой сюжетно-ролевой игры является мнимая, или воображаемая, ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет игровые действия в созданной им самим игровой обстановке. Источник сюжетно-ролевых игр дошкольников — окружающий мир предметов, людей, природа, жизнь и деятельность детей и взрослых. На основе глубокого изучения сюжетно-ролевой игры детей 3—7 лет, Д. Б. Эльконин выделил и охарактеризовал четыре уровня развития игры, которые, по его мнению, являются и стадиями ее развития. Первый уровень. Содержание игры – действия с предметами, направленные на соучастника игры. Второй уровень. Содержание игры – действия с предметами, но на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному. Третий уровень. Основным содержанием роли становится выполнение роли и вытекающих из нее действий, среди которых начинают выделяться специальные действия, передающие характер отношений к другим участникам игры. Четвертый уровень. Основным содержанием игры становится выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети.
12.2. Усложнение содержания сюжетно-ролевых игр детей в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте. В зависимости от глубины представлений ребенка о деятельности взрослых меняется и содержание игр. По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей, более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи. Малыши часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми и связанные с бытом. Однако на границе третьего и четвертого года жизни игры становятся более содержательными, что связано с расширением представлений детей об окружающем мире. На четвертом и пятом году жизни в играх детей наблюдается целостность сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий. У дошкольников складывается интерес к определенным сюжетам, в которые они играли и раньше. Дети живо откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжетные линии, в знакомые игры. Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения: по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов
12.3. Сущность прямых и косвенных методов руководства сюжетно-ролевыми играми, их применение в разных возрастных группах ДОО. Предложенные авторами приемы развития игры можно условно разделить на две группы: приемы косвенного воздействия и приемы прямого руководства развитием игровых умений и навыков. Прямые педагогические приемы: ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, показ образца игрового действия, предложение готового сюжета игры, предложение готовой темы игры, совет по ходу игры, разъяснение, беседа о содержании предстоящей игры Приемы косвенного воздействия на ход детских игр без непосредственного вмешательства в игру очень разнообразны: обогащение знаний детей об общественной жизни на занятиях, во время наблюдения на прогулке, в разговорах с детьми, беседах, при чтении книг, рассматривании картинок, иллюстраций по мере роста активности и самостоятельности детей нужно использовать больше косвенных приемов.
12.4. Уровни реализации игры: уровень элементарного игрового поведения и уровень ролевого поведения. Реализация сюжета игры носит неустойчивый характер, зависит от случайных ассоциаций. первый уровень развития игры у нормально развивающихся детей отмечается в возрасте 3-х лет.
12.5. Д.В. Менджерицкая, Р.И. Жуковская, Е. Зворыгина, Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, С. Новоселова о методах организации сюжетно-ролевых игр дошкольников. Д.В. Менджерицкая считала, что творчество в сюжетно-ролевых играх – это способность, которая развивается в игре: необходимо так руководить игрой, чтобы развивалось детское творчество. Для этого целесообразно использовать приемы, направленные на обогащение детских впечатлений; в ходе игр применять внесение атрибутов, введение второстепенных ролей, напоминание и др. Группа ученых-педагогов (С.Л. Новоселова, Н.Ф. Комарова, Е. Зворыгина) предложила для младших дошкольников комплексный метод руководства игрой, который включает следующие компоненты: - обогащение впечатлений об окружающем мире; - обучающие дидактические игры; - своевременное изменение игровой среды; - проблемное (активизирующее) общение в процессе игры. Н.Ф. Тарловская, автор раздела в программе «Радуга», посвященного игре, предлагает на третьем году жизни усложнять тактику педагога, постепенно научая детей ставить игровые цели самостоятельно. По мнению автора, целеполагание является стержнем игры. Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова в основу своей технологии положили взаимодействие педагога с детьми в игре через основные и дополнительные роли. Алгоритм взаимодействия учитывает возраст детей. Авторы рекомендуют строить технологию по этапам: - этап подготовки к игре; - этап усвоения ролевого поведения; - этап взаимодействия всех участников игры.
12.6. Создание игровой среды в ДОО как условие развития сюжетно-ролевых игр дошкольников. Для игры очень важна игровая среда. Необходимо принимать во внимание общие принципы построения развивающей среды, разработанные под руководством В. Петровского (эмоциогенность, учет пола, открытость и др.). Игрушки должны нести информацию, быть эмоционально привлекательными, побуждать ребенка к творчеству, активности, самостоятельности. Необходимы игрушки с учетом возраста. Например, в раннем младшем дошкольном возрасте обязательны дидактические игрушки (башенки, вкладыши); образные; игрушки-каталки, развивающие движения; игрушки-забавы. В старшем дошкольном возрасте нужны атрибуты к сюжетно-ролевым играм, для театрализованных игр, различные конструкторы, развивающие игры, многофункциональные игрушки-модули (средообразующие предметы). Для средней группы для игры используются открытое пространство, вся площадь групповой комнаты, где игрушки хранятся в доступных для детей местах. В старшей группе игрушки хранятся в тематических шкафах, ящиках.
|