Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характеристика театрализованных игр детей дошкольного возраста, их виды и условия развития на разных возрастных этапах.
13.1. И.Г. Вечканова понимает театрализованную игру как деятельность по моделированию биосоциальных отношений, внешне подчиненную сюжету-сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках; деятельность, в которой принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами (мимикой и пантомимой, графикой, речью, пением и т. п.). Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов). В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве " артиста", самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки. В режиссерской игре " артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как " сценарист и режиссер" управляет " артистами" Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: развивает художественный вкус, творческие и декламационные способности, формирует чувство коллективизма, развивает многие психические функции. Авторы пособия «Театрализованные игры в детском саду» Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С.Петрова отмечают, что театрализованная деятельность позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с: - художественным образованием и воспитанием детей; - формированием эстетического вкуса; - нравственным воспитанием; - развитием коммуникативных качеств личности (обучение вербальным и невербальным видам общения); - воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога); - созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру; - раскрытием духовного и творческого потенциала ребенка, возможность адаптироваться ему в социальной среде. Н.А.Реуцкая в пособии «Игра дошкольника» также пишет о том, что театрализованные игры рассматриваются как действенное средство всестороннего развития личности, воспитания активности, коллективизма, уверенности в своих силах, инициативы. Театрализованная игра, по словам О.Акуловой является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре И.В.Штанько отмечает, что особую значимость театрализованная деятельность приобретает накануне поступления ребенка в школу, т.к. театрализованные игры являются мощным инструментом развития коммуникативных навыков, познавательных и психических процессов, учат управлять своим поведением, вниманием, восприятием. В сфере познавательного развития: -развитие разносторонних представлений о действительности -наблюдение за явлениями природы, поведением животных -обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития пространственных представлений, творчества, интеллектуальной инициативы -развитие памяти, предвосхищающего воображения, обучение умению планировать свои действия для достижения результата В сфере социального развития: -формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности -воспитание культуры познания взрослых и детей -воспитание эстетически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе -развитие эмоций В сфере речевого развития: -содействие развитию монологической и диалогической речи -обогащение словаря, образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов -овладение выразительными средствами общения В сфере эстетического развития: - приобщение к высокохудожественной литературе - развитие таких форм воображения, в основе которых лежит интерпретация литературного образа
|