Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реставрация монархии в Англии в 1660 г. Габеас корпус акт 1679 г.






С начала мая 1659г англ об-во созревает для реставрации Стюартов. Реставрация Стюартов. Причины и условия. 1) Реставрация происходила при соблюдении процедур. 1) Возвращаются депутаты долгого парламента. 3) Новый парламент объявляет о восстановлении на королевском престоле КарлаII. Король - простит всех, кто в течении 40 дней публично заявит, что будет верным подданным. Король - право на свободу совести. 1661-1679 - был парламент - долгий парламент 1681-1688 - бес парламентское правление. Обострился конфликт между тори и вигами (тори выиграли). Были приняты акты: 1) о религиозном единообразии (об обязательности англ обрядов), 2) о присяге, 3) манифест о веротерпимости, 4) Хабеас корпус акт - 1679. Habeas corpus act 1679г. - основа англ конституционализма. Содержание и значение акта. Акт (принятый 26 мая 1679г). содержал уточненный перечень гарантий от произвольного ареста и тайных расправ. Суть: обязанность, по приказу судьи, доставить в судебное заседание человека, для решения о законности задержания (задержанный за “уг или считаемое уг” деяние (кроме гос измены и тяжкого уг преступление) имел право лично или через представителей обратиться в суд с письменной просьбой выдать приказ “habeas corpus ”, адресованный должностному лицу (шерифу, тюремщику), в ведении которого находился арестованный). Тюремщик, надзиратель или шериф обязаны были подчиниться такому приказу и не только доставить задержанного (в срок 3 дня), но и “удостоверить истинные причины задержания и заключения”. Для решения вопроса судьей давался срок в 2 дня.

 

6. “Славная революция” 1688 г. и установление конституционной монархии в Англии. Билль о правах 1689 г. Акт об устроении 1701 г.

Яков II (1633-1701) взошел на престол в 1685 г. Он поддерживал римско-католическую церковь, чем сильно обидел англичан. Парламент - не стал его поддерживать, так как поддержка протестантской церкви шла против принятых парламентом законов, => тори и виги совершили " славную революцию ", революцию без крови, => Яков 2 - смещен и бежал из страны. В 1689 г. на английский престол был возведен Вильгельм Оранский (1650-1702).

Коронация - 11 апреля 1689 г. Парламент - получил чрезвычайные полномочия и был назван конвентом (учредит собранием), где прежний король Яков 2 и был объявлен отрекшимся от престола. По присяге будущего короля и королевы - они должны соблюдать принимаемые парламентом законы, => король согласился повиноваться закону (парламенту). Формально Билль был принят Парламентом после коронации. 16.12.1689 король и королева подписали о том, что с этого момента в Англии окончательно утвердилась К монархия. Содержание Билля о правах " Билль о правах" начинается с перечисления нарушений законов, допущенных Яковом2. Далее указывается, что: король не вправе (без согласия праламента): 1) а) приостанавливать действие законов, б) освобождать, кого бы то ни было из-под их действия, в) разрешать какие-либо изъятия из законов; 2)взимать сборы в свою пользу; 3) набирать и содержать войска; Прочее: 4) а)выборы в парламент – свободные. (в парламенте - свобода слова, прений); б) запретпреследование за выступление в парламенте; 6)п одданные короля имеют право обращаться к нему с ходатайствами, (нельзя преследовать за такие ходатайства); 7) требовать чрезмерных залогов, штрафов, применять наказания, не предусмотренные законом. Большая часть положений принципы естественного, права человека и гр. Вывод: Билль о правах определил положение парламента в системе органов власти и, вручая ему широкие полномочия в области законодат, провел, не очень четко, границу между исполнит и законодат ветвями власти.

Акт о устроении (законом о престолонаследии): 1)устанавливал порядок престолонаследия, 2)содержал дальнейшие уточнения прерогатив законодат и исполнит власти, 3) лица, вступившие на английский трон, обязаны были присоединяться к английской церкви, 4) судьи, назначаемые короной, могли оставаться на своих постах, «пока ведут себя хорошо», и отстранялись от должности только по представлению обеих палат парламента, 5)чтобы уменьшить влияние короны на дея-ть палаты, запрещалось совмещение членства в палате общин с занятием должности королевского министра (это положение было вскоре отменено), 6) все акты исп.власти, помимо подписи короля, нуждались в подписи соответствующих королевских министров (контрасигнатура), по совету и согласия которых они приняты. 7) лишение короля права помилования своих министров, осуждённых парламентом в порядке импичмента. Главным направлением эволюции британской монархии в течение XVIII в.: 1)были дальнейшее ограничение королевской власти 2)утверждение новых принципов взаимоотношений исп. и зак.власти – становление «ответственного правительства». Особенность этих изменений: ® они не были оформлены какими-либо новыми К актами, а сложились в процессе полит практики как результат соперничества двух партий за право формировать «правительства его величества». Итог: сформировались такие черты будущей системы британского парламентаризма, как «партийное правление» и регулярная смена кабинета в зависимости от одобрения его политике в палате общин.

 

7. Возникновение кабинета министров в Англии (“Ответственное правительство”).

Главными направлениями эволюции британской монархии в течение XVIII в., заложившими основы британской модели парламентаризма, были дальнейшее ограничение королевской власти и утверждение новых принципов взаимоотношений исполнительной и законодательной власти — становление “ ответственного правительства ”. Важнейшей особенностью этих изменений стало то, что они не были, как правило, оформлены какими-либо новыми конституционными актами, а сложились в процессе политической практики как результат соперничества двух партий за право формировать “правительство его величества”. Английская конституция приобрела благодаря этому уникальную форму и не менее уникальное содержание, ибо помимо таких источников, как акты парламента и судебные прецеденты, не менее, а порой и более важное значение приобрели выходящие за рамки права и не подлежащие судебной защите конституционные обычаи (соглашения), именуемые иначе “конвенциональными нормами”.

Монарх продолжал оставаться главой государства, но постепенно превращался фактически лишь в номинального главу исполнительной власти. Первые прецеденты, способствующие этому, возникли уже в первые десятилетия XVIII в., особенно при королях Ганноверской династии (с 1714 г.). Право короля отвергать законы, принятые парламентом (абсолютное вето), перестало применяться с 1707 г. Король Георг 1 (1714—1727), не знавший английского языка, перестал являться на заседания кабинета, что повлекло за собой важные политические последствия. Прежде всего такое “отчуждение” короля от кабинета способствовало сосредоточению функций по руководству кабинетом в руках его премьер-министра Кабинет стал действовать от имени “Его Величества”, но практически самостоятельно. Положение монарха в дальнейшем было определено максимой, гласившей, что “король царствует, но не управляет”. Правда, влияние монарха на политику кабинета нередко бывало очень значительным, а фактически утраченные королем прерогативы юридически до сих пор остаются в его распоряжении, и отдельные короли пытались их использовать не только в XVIII, но и в XIX в. И все же это стало исключением, а не практикой, “резервом” на случай чрезвычайной ситуации.

Параллельно с концентрацией названных прерогатив монарха в руках кабинета решался вопрос об ответственности исполнительной власти перед парламентом. Теперь эта ответственность могла быть перенесена с короля на его министров. Первым шагом к возникновению новой системы взаимоотношений кабинета и парламента были акты 1705— 1707 гг. о должностях, которые, отменив соответствующие положения Акта 1701 г., открыли министрам возможность избираться в нижнюю палату парламента и тем самым представлять в ней кабинет. В 1708—1715 гг. стал утверждаться принцип формирования кабинета на однопартийной (тори или виги), а не на смешанной основе. Все более типичной становилась ситуация, когда кабинет не мог долгое время находиться у власти, не имея поддержки (доверия) большинства в палате общин, и победившая на выборах партия, имеющая такое большинство, формировала кабинет, а другая образовывала в парламенте организованную оппозицию и так называемый “теневой кабинет”. В конце XVIII в. начинают устанавливаться еще два важных правила. В случае утраты кабинетом доверия парламента он либо уходил в отставку в полном составе (солидарная ответственность), либо мог распустить палату общин и назначить новые выборы

Первый случай коллективной отставки кабинета имел место в 1782 г. из-за проигрыша Британией войны с американскими колониями, а первый роспуск нижней палаты кабинетом — в 1784 г. Так возникла система взаимных сдержек палаты общин и кабинета, в условиях которой кабинет должен был оценивать политическую ситуацию как в парламенте, так и в стране в целом и в случае правительственного кризиса принимать одно из двух решений.

Таким образом, в течение XVIII в. в принципе сформировались такие черты будущей системы британского парламентаризма, как “партийное правление” и регулярная смена кабинета в зависимости от одобрения его политики в палате общин. Однако многие из этих черт еще не приобрели законченного выражения, а роль королевской власти и аристократической палаты лордов оставалась весьма значительной. Дальнейшее развитие парламентаризма было невозможно, пока сама система формирования нижней палаты парламента имела феодальный характер и обеспечивала джентри командные посты в руководстве обществом. Унаследованная от эпохи феодализма и восстановленная в период реставрации монархии система представительства в парламенте позволяла многочисленным “гнилым местечкам” с незначительным числом жителей посылать в палату общин депутатов, фактически назначавшихся местным лендлордом. В то же время крупные города, выросшие в период промышленного переворота, вообще не имели своего представительства. Активным избирательным правом со времен сословно-представительной монархии обладали в графствах только фригольдеры с 40 шиллингами годового дохода. Что же касается права быть избранным, то здесь имущественный ценз был неимоверно высоким. По Акту 1710 г. пассивным избирательным правом наделялись лица, которые имели от земельной (недвижимой) собственности доход в размере 600 ф. ст. в год в графствах и 300 ф. ст. в городах. Изменить такую избирательную систему были призваны избирательные реформы XIX в.

8. Избирательные реформы 1832 г., 1867 г., 1884–1885 гг. в Англии. Реформы местного управления и суда. Акт про парламент 1911 г.

Согласно Акту о реформе 1832 г., принято­му по инициативе вигов, более 50 " гнилых местечек" с насе­лением менее 2 тыс. жителей были лишены представитель­ства в парламенте. Тридцати небольшим городам с населе­нием менее 4 тыс. жителей разрешалось посылать одного депутата вместо двух, а некоторым городам - двух депута­тов вместо четырех. В итоге высвободились 143 депутатских места, распределенные между новыми городскими и сель­скими округами. Были введены новые цензы для избирате­лей. В графствах активным избирательным правом наделялись все категории владельцев земли с годовым доходом не менее 10 ф. ст., а арендаторы - с годовой рентой не менее 50 ф. ст. В городах такое право получили все мужчины, владеющие на праве собственности или аренды недвижи­мым имуществом с годовым доходом в 10 ф. ст. Другими условиями участия в выборах были уплата налога для бед­ных и проживание не менее 6 месяцев в данном избира­тельном округе. Реформа 1832 г. имела далеко идущие последствия, так как покончила со средневековой системой формирования высшего представительного органа - палаты общин. Важ­нейшим политическим итогом реформы стало также полу­чение вигами стабильного большинства в парламенте. В ком­промисс с аристократией была вовлечена новая фракция - магнаты промышленной буржуазии, и с этого времени ис­тория английского законодательства представляет собой серию уступок промышленной буржуазии. Вместе с тем реформа 1832 г. послужила лишь первым шагом в осущест­влении ее программы. Хотя избирательный корпус увели­чился почти вдвое, правом голоса после реформы пользова­лось менее 5% всего населения. Борьба за более демократи­ческую реформу избирательной системы стала одной из важнейших черт политического развития Великобритании в 30-60-х гг. XIX в. Реформа 1867 г. наряду с очередным перераспределе­нием депутатских мест предусмотрела дальнейшее расшире­ние избирательного корпуса, необходимое в новых услови­ях двухпартийного соперничества. Избирательное право в городах было распространено не только на собственников, но и на нанимателей (арендаторов) квартир, если стоимость найма составляла не менее 10 ф. ст. в год. Это увеличило количество избирателей в городах более чем в два раза. В период избирательных реформ 30-60-х гг. XIX в. произошла организационная перестройка двух главных пар­тий. Виги окончательно стали партией промышленной бур­жуазии, отстаивавшей принципы либерализма. Тори выра­жали интересы преимущественно землевладельческой ари­стократии и финансовой верхушки. Партии стали теперь называться " либеральная" и " консервативная". В связи с введением порядка регистрации избирателей возникли пар­тийные организации вне парламента " для содействия реги­страции". Была централизована предвыборная деятельность. Особое значение имели законы 1884 и 1885 гг., кото­рые составили третью по счету в XIX в. избирательную ре­форму. Реформа 1884 г. увеличила избирательный корпус с 3 млн. до 5, 5 млн. человек. В городах имущественный ценз был отменен, а в графствах право участвовать в выборах приоб­рели мелкие арендаторы, причем на тех же условиях, кото­рые предъявлялись к городским избирателям по реформе 1867 г., а также все налогоплательщики, проживающие в ок­руге 6 месяцев. Вместе с тем сохранялся " двойной вотум" - право голосовать не только по месту проживания, но и по месту нахождения недвижимой собственности.

Дуалистическая монархия трансформировалась в парламентарную ® юр закрепил акт о парламенте 1911 года, который устанавливал: 1)финансовый акт, принятый палатой общин, не нуждался в одобрении лордов. Но англ парламент не мог обеспечить быстрое разрешение гос дел, многие из которых переходят к ведению правительства. Постепенно высшие органы исполнит власти начинают возвышаться над самим парламентом. В 1911 г. либералам удалось провести Акт о парламенте: а) всякий билль, который спикер палаты общин сочтет финансовым, идет на подпись королю, минуя палату лордов; б) любые другие законопроекты, принятые палатой общин на трех последовательных сессиях парламента и всякий раз отвергавшийся палатой лордов, после третьего раза идет на утверждение королю, минуя палату лордов при условии, что между вторым чтением в первой сессии и последним чтением в третьей сессии прошло не менее двух лет.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал