Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ и формирование ассортимента продукции.






При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, конъюнктуру рынка, а с другой – ресурсный потенциал предприятия.

Ассортимент (ассортиментная группа, товарная (продуктовая) линия) - группа товаров в некоторой товарной категории, обычно с одним наименованием для облегчения идентификации (например, телевизоры в категории бытовой техники). Совокупность всех ассортиментных групп товаров и отдельных товарных единиц, предлагаемых конкретным продавцом, называется товарной номенклатурой (товар-микс).

Номенклатура (товарный ассортимент, товар-микс) - совокупность всех товаров, маркетингом которых занимается организация.

С позиций внутрифирменного планирования речь идет о формировании товарного ассортимента выпускаемой продукции, или продуктовой программы организации. Примем понятия «товарный ассортимент», «продуктовый ряд (ассортимент)», «номенклатура» как синонимы. Классификация товарного ассортимента организации приведена в таблице

Таблица - Характеристика уровней товарного ассортимента

Уро- вень Наиболее распространенные варианты названий данного уровня Характеристика Пример
  Товарный ассортимент, номенклатура, продуктовый ассортимент Вся совокупность продуктов Вся продукция организации
  Виды продукта Назначение, сфера применения Радиотехника, бытовая техника
  Ассортиментные группы (ряды), продуктовые линии Удовлетворяемые потребности Телевизоры, видеомагнитофоны
  Ассортиментные позиции, артикулы, индивидуальные или конкретные продукты, товарные единицы Набор и уровни характеристик Различные модели (торговые марки) телевизоров

 

Важнейшими характеристиками товарного ассортимента организации являются: широта, глубина, насыщенность и связность.

Широта ассортимента - общее количество ассортиментных групп и отдельных товаров в товарном предложении (продуктовой программе) организации. Критерии отнесения продукта к той или иной ассортиментной группе могут быть различными: схожие принципы функционирования, единые группы (сегменты) потребителей, общие маркетинговые составляющие (каналы сбыта, диапазон цен и т.д.).

Глубина ассортимента - количество вариантов исполнения каждого товара в конкретной группе. Этот показатель характеризует степень дифференциации продукции.

Насыщенность - это общее число составляющих товаров в каждой товарной группе.

Под связностью, или, по терминологии профессора Ф.Котлера, гармоничностью ассортимента организации, понимается степень сходства между товарами разных ассортиментных групп с точки зрения их конечного использования, условий производства, каналов распределения и иных показателей. Этот показатель во многом характеризует тип диверсификации деятельности организации: является ли она связанной или конгломератной.

Система формирования ассортимента продукции включает следующие основные элементы:

– определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

– оценка уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

– изучение жизненного цикла товаров;

– оценку экономической эффективности и степени риска изменения ассортимента.

В процессе анализа выполнения предприятием плана по ассортименту изучается выполнение плана по каждому изделию (см.таблицу, здесь и далее данные условные). При этом в качестве обобщающего показателя выступает коэффициент выполнения плана по ассортименту, который рассчитывается как соотношение выпуска продукции, зачтённого в выполнение плана по ассортименту к выпуску продукции по плану.

Для характеристики интенсивности структурных преобразований можно рассчитать коэффициент структурной активности:

 

Удi2 – изменение удельного веса i-го вида продукции в общем объёме выпуска за исследуемый период.

n – число номенклатурных групп продукции.

Существуют различные методы планирования ассортимента продукции. Наиболее распространенными из них являются:

Метод операционного рычага;

Метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ;

Метод линейного программирования.

Выбор метода планирования ассортимента определяется исходя из особенностей каждого конкретного предприятия и является одним из ключевых аспектов внутрифирменного планирования.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал