Диагностика уровня развития связной речи
Задание 1. Кукла. Воспитатель показывает ребенку куклу, задает вопросы в определенной последовательности. 1. Как зовут куклу? Придумай ей имя. 1) Ребенок называет имя в предложении (Я хочу назвать Марина); 2) дает имя (одним словом); 3) не дает имя (повторяет слово кукла).
2. Скажи, какая Марина? 1) Называет два слова и более (красивая, нарядная); 2) называет одно слово (хорошая); 3) не называет качеств, признаков (повторяет слово кукла).
3. Что на ней (Марине) надето? 1) Самостоятельно называет более двух предметов одежды (в зеленом платье, белых носочках); 2) отвечает с помощью вопросов педагога: «Что это? Покажи...» (Это — носочки, это — платье); 3) показывает предметы одежды, но не называет.
4. Как назвать одним словом? (Педагог называет: «Платье, носки — это...?») 1) Ребенок называет обобщающие слова (одежда, вещи); 2) называет другие виды одежды (трусики, колготки, кофта...); 3) повторяет слова, которые назвал педагог (платье, носочки).
5. Какая одежда надета на тебе? 1) Называет более двух слов (рубашка, майка, брюки); 2) называет два предмета одежды (сарафан, майка); 3) называет только одно слово (платье) или включает в перечисление обувь (тапочки, туфли).
6. Что делает Марина? (Педагог выполняет действия: кукла садится, встает, поднимает руку, машет ею.) 1) Ребенок называет все действия; 2) называет два действия (встала, подняла руку); 3) называет одно слово — действие (стоит или сидит).
7. Что можно делать с куклой? 1) Называет более двух слов (укладывать спать, качать ее, играть); 2) называет два действия (катать в коляске, кормить куклу); 3) называет одно слово (играть).
8. Саша, попроси Марину вежливо, чтобы она встала, села. 1)Использует обращение и формы речевого этикета (Марина, встань, пожалуйста); 2) называет два глагола в повелительной форме (встань, сядь); 3) называет действия не в требуемой форме (встать, сесть).
9.Составление совместного рассказа по схеме: «Это... (кукла), Она... (красивая). Ее зовут... (Марина). У нее есть... (красное платье, белый бант). С куклой можно... (играть)». 1) Ребенок заканчивает все предложения; 2) заканчивает два предложения; 3) называет одно слово (или говорит о другом, рассказывает про свою куклу).
^ Задание 2. Мяч.
1. Какой мяч? (Дать в руки ребенку.) 1) Называет два признака и более (круглый, резиновый); 2) называет одно слово; 3) не называет качеств, говорит другое слово (играть).
2. Что с ним можно делать? 1) Называет более двух слов (глаголов) (подбрасывать, в футбол играть); 2) называет два действия (играть, бросать); 3) называет одно слово (играть).
3. Взрослый задает вопрос после действия. Бросает ребенку мяч и говорит: —Что я сделала? (Бросила.) —А ты что сделал? (Поймал.) —Теперь ты бросай. Что ты сделал? (Бросил.) —А я что сделала? (Поймала,) 1) Ребенок называет все глаголы в нужной форме; 2) называет 2-3 глагола правильно; 3) называет только одно действие.
4. Составим рассказ про мяч: «Это... (мяч). Он... (круглый, синий). Мяч можно... (катить, ловить, бросать). Я люблю... (играть с мячом)». 1)Ребенок заканчивает предложение, называя 2-3 признака и действия; 2)называет по одному слову, повторяя сказанное взрослым; 3) не может закончить предложение, начатое взрослым.
Задание 3. Картинка «Кошка с котятами».
1. Воспитатель спрашивает: «Кто это? (Кошка,) Какая она?» 1)Ребенок самостоятельно отвечает (Это — кошка, у нее котята. Кошка черная); 2)отвечает по вопросам педагога; 3)описывает своего кота (из опыта) (У меня есть кот Мартын, он очень толстый).
2. Как назвать детеныша кошки? 1) Называет правильно (единственное число — котенок, котик); 2) вместо единственного называет множественное число (ко-тепки, котята); 3) не может выполнить задания.
3. Когда много детенышей, как сказать? 1) Называет множественное число (котятки, много котят); 2) вместо множественного называет единственное число (котеночек, котик); 3) не может выполнить задания.
4. Педагог говорит: «Сравним кошку и котят. Кошка большая, а котята... (маленькие); у кошки хвост длинный, а у котенка... (короткий); кошка бегает быстро, а котята... (медленно); кошка-мама мяукает громко, а котята... (тихо)». 1) Правильно называет все слова с противоположным значением; 2) называет 2-3 слова; 3) называет одно слово.
5. Совместное рассказывание. «Это... (кошка). Она... (большая). У кошки есть... (котята). Кошка любит... (своих котят; играть, лакать молоко)». 1) Ребенок заканчивает все предложения; 2) заканчивает 2-3 предложения; 3) называет одно слово.
|