Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Диагностика музыкальных способностей детей
Авторы: Н.А Ветлугина, О.П. Рыданова Диагностическое задание 1 Цель: изучение эмоциональной отзывчивости и устойчивости интереса дошкольников к восприятию музыки. Детям предлагается для прослушивания (1 — 1, 5 мин) два отрывка: «Песня жаворонка» из «Детского альбома» и марш из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского. В процессе наблюдения за поведением детей в ходе слушания музыки фиксируются следующие особенности восприятия: · сосредоточенность (внимание в процессе всего восприятия, его устойчивость); · воспроизведение в мимических, двигательных реакциях ритмического рисунка; · проявление у ребенка интереса к слушанию музыки; · наличие эмоционального отклика на музыку (эмоциональная активность в процессе слушания); · адекватность эмоциональных реакций передаваемому в произведении настроению. Особенности восприятия фиксируются в протоколе. Качественные проявления оцениваются по 3-балльной системе: · 1 балл — низкий уровень эмоциональной отзывчивости: ребенок отвлекается, не слушает; · 2 балла — средний уровень эмоциональной отзывчивости: внешние показатели проявляются по инициативе взрослого, носят не устойчивый характер; · 3 балла — высокий уровень эмоциональной отзывчивости: показатели проявляются ярко, без инициативы взрослого. Таким образом, суммарный балл по результатам слушания двух музыкальных отрывков позволит определить уровень эмоциональной отзывчивости дошкольников: · 24 — 30 баллов — высокий; · 20 — 24 балла — средний; · до 20 баллов — низкий. Диагностическое задание 2 Цель: изучение степени осознания детьми эмоционального настроя музыки, передаваемого через средства музыкальной выразительности. После прослушивания отрывков (задание 1) с каждым ребенком индивидуально организуется беседа, в процессе которой, выбирая из предложенных слов, он определяет характер музыкального произведения (так как самостоятельный подбор слов для ребенка сложен). Для этого отобраны слова-эпитеты из «Словаря эмоционально-образного содержания музыки» (по О. П. Радыновой). Марш из балета «Щелкунчик»
«Песня жаворонка»
Педагог просит ребенка обосновать свой выбор того или иного эпитета (почему ты так думаешь?). Диагностическое задание 3 Цель: изучение особенностей музыкальной эрудиции (знаний в области музыки) дошкольников. Проводится индивидуальная беседа с ребенком, в ходе которой задаются следующие вопросы. 1. Зачем людям нужна музыка? 2. Какие чувства выражает музыка? 3. Что ты любишь делать под музыку? 4. Что значит «классическая музыка»? Какую классическую музыку ты знаешь? 5. Каких композиторов ты знаешь? 6. Какая музыка у твоего любимого произведения? 7. Что в музыке можно передать с помощью быстрого темпа? Критерии оценки (табл. 15) основаны на уровнях освоения детьми образовательной программы «Детство» (раздел «Ребенок в мире музыки»). Таблица 15. Критерии оценки восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста по программе «Детство»
4). Диагностика динамического чувства Тест - игра " Мы поедем в " Громко-тихо" " Цель: определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения (силу выражения) инструментального и вокально-инструментального стимула. Стимулирующий материал:
Ребёнку предлагается поиграть в " громко-тихо". Педагог играет на фортепиано, а ребёнок - на бубне или барабане. Ребёнку предлагается играть так, как играет педагог: громко или тихо. Адекватное исполнение контрастной динамики " форте-пиано" оценивается в 1 балл. Затем педагог исполняет музыкальный фрагмент так, чтобы звучание музыки то усиливалось, то ослаблялось; ребёнку предлагается повторить динамику звучания на барабане или бубне. Адекватное динамическое исполнение " крещендо" и " диминуэндо" оценивается в 2 балла; всего - 4 балла. Критерии оценки:
5).Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку Тест " Музыкальная палитра" Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. конгруэнтного переживания и смысловой рефлексии содержания музыки. Стимулирующий материал: музыкальные пьесы из " Детского альбома" П.И.Чайковского: 1. " Утреннее размышление" 2. " Сладкая грёза" 3. " Баба-Яга" 4. " Болезнь куклы" 5. " Игра в лошадки" Ребёнку предлагается прослушать данные музыкальные пьесы и попробовать определить, какое настроение у него вызывает каждая из них, какие образы представляются во время звучания музыки. 1-й (вербальный) вариант задания: подобрать слова, подходящие ребёнку для выражения его переживания музыки; 2-й (невербально-художественный) вариант задания: ребёнку предлагается нарисовать образы, картинки, которые ему представляются во время прослушивания музыки; 3-й (невербально-двигательный) вариант задания: ребёнку предлагается двигаться под музыку так, как ему это представляется во время звучания музыкального фрагмента. Критерии оценки:
6) Тест - игра на изучение чувства ритма " Ладошки" Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности. Стимулирующий материал 1. Детская песня " Дин-дон" 2. Детская песня " Петушок" 3. М. Красев " Ёлочка" Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается " спрятать" голос и " спеть" одними ладошками. Критерии оценки:
10. как 1.
|