![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятия массовой коммуникации и массовой информации и их соотношение. Обзор существующих определений этих понятий.
Массовая коммуникация (англ. mass communication) — процесс производства и воспроизводства массового сознания, средствами массовой коммуникации (СМК) — сначала периодической печатью, радио и телевидением, а затем и другими средствами электронной коммуникации. Массовая коммуникация - процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение, компьютерная техника и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории. Массовая коммуникация — это особая форма связи и общения. Под средствами массовой коммуникации понимают специальные каналы, благодаря которым происходит распространение информационных сообщений для массовой аудитории Массовая коммуникация характеризуется следующими признаками: - опосредованность общения техническими средствами (обеспечивающими регулярность и тиражированность); - массовость аудитории, общение больших социальных групп; - ярко выраженная социальная ориентированность общения; - организованный, институциональный характер общения; - отсутствие непосредственной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения; - социальная значимость информации; - многоканальность и возможность выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность, нормативность массовой коммуникации; - повышенная требовательность к соблюдению принятых норм общения; - однонаправленность информации и фиксирование коммуникативных ролей; - " коллективный" характер коммуникатора и его публичная индивидуальность; - массовая, стихийная, анонимная, разрозненная аудитория; - массовость, публичность, социальная актуальность и периодичность сообщений; - преобладание двухступенчатого характера восприятия сообщения. Массовая информация — информация, предназначенная для неограниченного круга лиц (например, печатные, аудио сообщения, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы) и используемая в целях информирования, пропаганды и агитации. МАССОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ -совокупность сведений, адресованных широким кругам населения, народу. Массовая информация – это вид социальной информации, которая собирается, накапливается, обрабатывается, передается с помощью средств массовой информации и которой хотя бы на одном из этапов ее жизненного цикла оперирует массовая аудитория. Массовая информация лежит в основе процесса массовой коммуникации. К характерным чертам массовой информации относятся: - направленность на массовую аудиторию (общество, народ, слой, группу, регион, профессию и т.п.); - направленность на формирование единой позиции масс по социальным проблемам; - способность ориентировать массы в реализации социально-политических, экономических, культурно-духовных и других потребностей и интересов гражданского общества; - доступность: легкость восприятия и усвоения информации, удобные способы ее получения; - возможность интерактивного (благодаря современным информационным технологиям) обмена информацией взаимодействующих сторон; - регулярность поступления; - открытость для участия в работе органов информации в различных формах. Массовая информация распространяется по массовым каналам (в том числе глобальным, чему порой склонны препятствовать некоторые государства) и потребляется массовой аудиторией. Соотношение: Средства массовой коммуникации, в отличие от средств массовой информации, не имеют признака систематического, регулярного включения аудитории, обращение к ним носит эпизодический характер. Но их объединяет социальная среда, в которой они функционируют, использование языка в качестве способа передачи информации, наличие технических средств тиражирования и распространения информации, возможность сознательного регулирования процесса коммуникации.
|