Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Полугуманизм






Хорошо, что в России есть Гуманистическое общество, ведущее просветительскую работу, в том числе выпускающее журнал скептиков, оптимистов и гуманистов «Здравый смысл» и книги. Дело, точнее слово, поднялось до учебников: «Основы современного гуманизма» (Борзенко И.М., Кувакин В.А., Кудишина А.А.- Москва, 2002 г., 990 экз.) и «Гуманизм и гражданское общество» (Гивишвили Г.В.- Москва, 2003 г., 1000 экз.)

Главная ценность учебников в раскрытии значения и закономерности гуманизма, его содержания для человека (больше первый) и общества (второй). Полезна увязка теории с практикой.

Но в книгах немало принципиальных ошибок. Например, в «Основах гуманизма» идеология объявляется не системой социальных идей, а «борьбой за власть»(?), то есть политикой, и отсюда делается странный вывод, что гуманизм не партиен и не может быть идеологией. У Гивишвили, в чем-то наоборот, гуманизм равен капитализму, то есть одному из многих видов политики, со всеми вытекающими отсюда составляющими и последствиями. Как говорится: приехали, дальше некуда и не надо изобретать «гуманистический велосипед». Ведь смысл капитализма отражается в названии – прибыль любыми способами и человек здесь оценивается количеством денег.

В целом авторы и РГО сделали прогрессивный шаг вперёд по пути гуманизма: от нравственного чувства человеколюбия к мировоззрению гуманистов. Но, обжегшись на раздутом молоке марксизма и КПСС, дуют на воду: против поднимающейся волны гуманистической идеологии и Гуманистической партии России. Их индивидуальное (индивидуализм) научное сознание выше обыденного общественного (коллективизм) сознания россиян - стихийных гуманистов. Это особенно хорошо видно по аналитической критике религии и клерикализма. Но негуманное общественное бытие современной России вторым организованным российским (московским) гуманистам преодолеть не удалось: не поднялись они до гуманистической идеологии его гуманного изменения. (Первые - ленинградские гуманисты - идеалисты вообще увязли в православном болоте). А ведь ещё великие философы Х1Х века мыслили шире, диалектичнее: в связке изменений человека и общества, призывая «сделать обстоятельства человечными»(!).

Таким образом, РГО в первом самом трудном шаге – полугуманизм по содержанию (заужено) и по характеру (слова без дел). Пожелаем ему роста, развития кругозора и мужества идейно-политической работы и борьбы цельного, целенаправленного гуманизма и патриотизма.

Новый гуманизм ХХ1-го века должен и может:

1) научно объяснить человека и мир, 2)дать компас их взаимного совершенствования в гуманного человека-личность и в гуманное общество.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал