Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что показали выборы 26 марта 2000 года.






 

Выборы Президента России и губернаторов Кировской области и еще 6 субъектов РФ 26 марта 2000 года и их результаты открывают очень многое: они выбили на политиках и политических силах их социальную стоимость, показали широту и глубину различных идейно-политических течений народного сознания и даже подсознания. А значит, позволяют объективнее оценить настоящее и спрогнозировать будущее нашей страны и области.

Однако, на мой взгляд, такой объективности и самокритичности оценок и прогнозов явно не хватает. У власть предержащих и удерживающих ее преобладает преувеличенная послевыборная риторика об «убедительной победе», а у проигравшей оппозиции нет уважения к победителям и к сделанному выбору народа.

То, что в выборах 26 марта приняло участие почти 69% российских избирателей и почти 73% кировчан, говорит прежде всего о победе нынешней капиталистической (деньги и власть правят бал и на выборах) демократии в стране и области, и одновременно показывает большую активность - дисциплинированность избирателей нашей области, особенно и традиционно сельских. Вместе с тем это поражение крайних экстремистских (типа РНЕ) и «молодых горячих», как «Новые левые», политических сил, призывавших к бойкоту выборов. Большая часть народа на провокации не поддалась. Победило народное благоразумие.

Неучастие же в выборах около 1/3 части избирателей и сотни тысяч признанных по разным причинам недействительными избирательных бюллетеней - все это показатель недооценки сути и исторической значимости выборов, непонимание их механизмов. Выборы - это не только прямая демократия на деле, но и соревнование различных политиков, политическая борьба разных политических сил и политических курсов. И каждый гражданин России и области имел возможность выбрать не только своего кандидата, но и свой политический курс для страны и области. Например, я как социалист-гуманист, не имея таких кандидатов и компасов, дважды голосовал «против всех». И число таких избирателей (1, 9 % на президентских и 7, 9% на губернаторских выборах) с особыми политическими симпатиями и курсами оказалось значимым (у 6 кандидатов в президенты и 2 кандидатов в губернаторы рейтинги меньше варианта «против всех»). Есть над чем задуматься амбициозным политикам. И на это «свято место» нужны новые люди.

В целом же выборы 26 марта - это победы В.В.Путина и В.Н.Сергеенкова. Но здесь надо принципиально разобраться: какая это победа и что она означает? Еще поучительнее: почему Путин и Сергеенков победили? А еще важнее и сложнее: чьи социальные интересы выражают и защищают эти победители?

Так как за Путина и Сергеенкова проголосовало только большинство участвовавших в выборах, а не всех избирателей страны и области, то это относительная победа, первенство в соревновании над остальными кандидатами-соперниками. Одновременно это означает какую-то преемственность и стабильность курса Ельцина - Путина, даже охрану Ельцина и К0; сравнительную политическую победу капитализма в России, относительно полную (в дополнение к экономической, социальной и духовно-идеологической сферам) буржуазную контрреволюцию. В Кировской области в лице Сергеенкова победила политлиния на государственно-бюрократическое регулирование всего и всех.

Тем не менее, нравится или не нравится кому-то, но теперь, по нынешней демократии, В.В.Путин - наш президент и В.Н.Сергеенков - наш губернатор (всех нас, в т.ч. не участво­вавших в выборах или голосовавших за других кандидатов или «против всех»). Таков должен быть вывод каждого избирателя. Но вот выводы: «Я - ваш президент» или «Я - ваш губернатор» должны быть самокритично скорректированы. Ведь крупных социально-экономических достижений ни у Путина, ни у Сергеенкова как не было, так и после выборов нет. Новый президент оценивает свою победу как «аванс» народного доверия и говорит о необходимости борьбы с нищетой и консолидации российского общества. Если Ельцин действовал по политическо­му революционному принципу, действовавшему вплоть до XIX века: «Разделяя - властвуй», то Путин начинает переходить к эволюционному принципу XX и XXI веков: «Объединяя - властвуй».

К сожалению, такой самокритичности и корректировки курса не хватает нашему кировскому «старому - новому» губернатору. А ведь даже главные, социальные, показатели Кировской области должны заставить задуматься Владимира Ниловича и его команду. Если в стране ниже прожиточного минимума живут примерно 30% россиян, то в нашей области эта динамика тревожно увеличивается, составляя за 1997, 1998 и 1999 годы соответственно 31, 43 и 61 % кировчан. И конечно, не случайно то, что среди переизбранных 26 марта российских губернаторов наш оказался по поддержке у своих терпеливых избирате­лей на 6-м, предпоследнем месте.

Среди причин выборных побед Путина и Сергеенкова у аналитиков явно виден перекос в сторону субъективных факторов, и даже среди них уводится в тень главная, политически хитрая причина: выборы были в их пользу из-за досрочности проведения. К июню раздутый СМИ рейтинг Путина, при серьезном раздумье избирателя, мог упасть, а для Сергеенкова выборы в октябре были бы тем более тяжелы. Хотя, по моему прогнозу, и тот и другой все равно победили бы во втором туре (правда, таковой по недемократичному закону «О выборах губернатора Кировской области» не предусматривается и необходимая явка избирателей, по этому закону, - всего 25%). Путин и Сергеенков победили сейчас и победили бы позднее по объективным причинам, по их ментальности, близкой российскому и вятскому народу. Ведь сейчас историческая задача - укрепление государства, а тот и другой - больше государственники-патриоты, чем их соперники. Вот Владимира Ниловича часто критикуют за злоупотребление местоимением «я», но ведь таковы вятские-хватские... А чего, как говорится, на зеркало обижаться. Как объективно не могли объединиться в «антисергеенковский фронт» политически разные кандидаты - «лебедь, рак и щука»: Алпатов, Перваков и Шаренков.

Курс Путина - курс либерализма (индивидуализма, выживания и победы сильнейшего) с госрегулированием - есть выражение и защита прежде всего социальных интересов олигархов, новой российской буржуазии и бюрократии. Они же и привели его к власти. Но диалектика такова, что политически олигархи и чиновники сейчас заинтересованы в стабильности и укреплении порядка, а экономически как отечественные товаропроизводители нуждаются в увеличении покупательского спроса населения. То есть нищета ограбленных ими же россиян олигархам сейчас невыгодна. И государственная борьба с бедностью, проводимая в интересах большинства, в конечном счете увеличит прибыль олигархов. Поэтому Путин, чиновники и олигархи есть «три сапога пара», борьба здесь должна быть только с крайними проявлениями.

Сергеенковский же курс госрегулирования есть прежде всего выражение и защита интересов и функций бюрократии. Но и здесь диалектика такова, что политически и экономически чиновничество заинтересовано в социальном мире, который невозможен без заботы губернатора «о всем вятском народе».

Политические прогнозы вытекают из проведенного анализа. С либерал-государственником Путиным Россию ждет завершение кризисного перехода и подъем страны на основе корректировки социально-экономического курса в социал-демократическую сторону. Победа Путина не только досрочная, но и долгосрочная. Можно в связи с этим сожалеть о 4-8 годах, политически потерянных для России при Ельцине. Партия власти наконец-то становится правоцентристской (цивилизованно капиталистической) в оптимально стабильной двухпартийной системе РФ. Поэтому можно прогнозировать быстрое или постепенное присоединение к пропутинскому движению «Единство» бывших партий власти (НДР, ПРЕС) и примаковско-лужковско-яковлевского ОВР.

Исторически и теоретически ясно, что сильной и конструктивной, настоящей оппозицией правоцентристской партии может и должна стать левоцентристская социалистическая партия. Но ее в нынешней России нет. Это показали не только президентские выборы, но и выборы в Госдуму 19 декабря 1999 года. Пока нет и достойных кандидатов-социалистов. Главная проблема левоцентристов в России - отсутствие политического лидера. Но свято место пусто не бывает. Он должен появиться. Видимо, не скоро. Может, после Путина?

Зная идеологические заявления Сергеенкова об «обновленном социализме», можно предполагать, что в Кировской области близкое слева к политическому центру прогубернаторское общественно-политическое и советско-консервативное движение «Возрождение» будет становиться областной партией власти с мечтой о «процветающей области» и при конкуренции пропутинской организации «Единство».

Главной опасностью для либерал-государственника или государственно-либерального президента Путина остается зависимость от Ельцина и олигархов, контрольно-бюрократических методов, а для экс-коммуниста и государственника Сергеенкова - зависимость от бюрократии и бюрократических методов. И появление будущего губернатора Кировской области надо ожидать не в лице сверх-радикал-либерала Алпатова, а из недр мощного управленческого слоя.

 

С другой стороны, пусть и небольшое (3%) символическое снижение голосов избирателей, отданных за Зюганова по сравнению с 1996 годом, исторически означает политический закат коммунизма в России. Корень здесь не в субъективных просчетах и ошибках КПРФ (например, соревнование слов Зюганова с делами Путина на патриотическом фронте). Зюганов, КПРФ объективно являются тактическими консерваторами и стратегическими реакционерами. А на такой почве победить невозможно. На левом политическом фланге, как и на правом, тоже есть временные 9-летние потери, упущенные исторические возможности преобразования КПСС в партию гуманистического демократического социализма и СССР в ФСЕА. Это был шанс еще Горбачева, но уже не Зюганова. У КПРФ и сейчас два пути: первый, маловероятный - превращение, реформация в левоцентристскую партию нового социализма; и второй, несамокритичный, более закономерный - сохранение старых позиций еще 8-11 лет, в т.ч. с опорой на фракцию в Госдуме. Эта альтернатива должна в дальнейшем привести КПРФ к расколу на две части - социалистическую и коммунистическую (пример - итальянская КП).

Как ни крутились Явлинский и «Яблоко», но их уменьшение процентов голосов избирателей также закономерно. Игра на путинском либеральном поле, да еще с прозападным уклоном, пусть и с социал-демократическими элементами, была обречена на почетное поражение. Блеф о втором туре - показатель последнего президентского шанса Г.Явлинского и серьезной вероятности раскола «Яблока» на три части: на подпутинскую либерал-государственную партию, на союз с СПС и на социал-демократическую коалицию. Скорее всего, и «Яблоку» политической самокритичности не хватит, победят личные амбиции, на которых «яблочники» протянут еще 4 парламентских года с помощью своей фракции в Госдуме и западной поддержки.

Пятое место, да еще после казаха Тулеева, - закономерное поражение правого либерала и «русского» националиста-популиста, ура-патриота и политического бизнесмена Жириновского: поднята последняя муть со дна российского национализма. Это добрый знак. Кризисный переход (болезнь) российского общества заканчивается. Конечно, за счет жирных запасов, в том числе фракции в Думе, В.В. и его ЛДПР еще погуляют последние четыре годика. Однако остатки националистской политармии уже бегут и далее побегут быстрее под теплое крыло партии власти. Там быть естественнее для ЛДПР и по делам своим, и по политической направленности.

Другие же кандидаты в президенты служили фоном и дополнением для политической борьбы основных конкурентов (Тулеев - левоцентристского курса, Титов - правого и Подберезкин - сверхгосударственного «империалистического»), или показом разных амбиций (личных и социальных): Панфилова - женских, Скуратов - обиженных, Говорухин - киношных и Джабраилов -предпринимательских. Также преобладанием амбиций можно понять и объяснить участие в выборах кандидатов в губернаторы Kuровской области: у Алпатова – политических, у Первакова – моральных, у Шаренкова – карьерных и у Козулина – управленческо-подстраховочных.

Все это множество амбициозных кандидатов - тоже показатель переходного смутного времени в России, которое завершается. Политическая революция-контрреволюция заканчивается, наступает социальная эволюция. И в этом главный итог результатов выборов 26 марта 2000 года. Через четыре года выборы будут еще более спокойными - и из еще меньшего, но более реального количества идейных кандидатов от более организованных партийно-политических и социальных сил.

В том числе, надеюсь, среди кандидатов и победителей будут социалисты, выражающие и защищающие интересы трудового среднего класса. Если они поднимут знамя нового социализма – гуманизма.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал