Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кинесика






Кинесика - это раздел невербальной коммуникологии, изуча­ющий коммуникации как телесные движения, язык тела, где каж­дое движение имеет определенное значение.

Принципы (основные положения) кинесики:

• все движения тела имеют потенциальное значение, которое проявляется в коммуникационном контексте (ситуации);

• поведение тела может быть подвергнуто системному ана­лизу, потому что оно имеет системную организацию. Тело - это и биологическая, и социальная система. Различные движения не­сут разный смысл;

• на людей влияет видимая динамика, активность тела;

• конкретные функции телодвижений можно исследовать;

• значения, открываемые исследованием, являются результатом как изучения реального поведения, так и методов исследования;

• активность тела имеет определенный стиль (индивидуаль­ные особенности) и общие черты с другими.

Между вербальным языком и движениями тела существует сходство. Несколько жестов могут образовывать кинематические подсистемы, такие как морфемы. В кинесике выделяются пять видов движений тела (жестов), несущих определенные значения: их происхождение может быть связано с организмом, развитием нервной системы в условиях выживания в среде, влиянием куль­тур, групп и отдельных людей, обучением, социализацией. Жест может быть произвольным (не иметь значения); иконическим дополнением текста (рисунок руками); врожденным содержанием значения (крик боли).

Здесь также есть семантика (значение знаков), синтактика (организация в системе с другими знаками) и прагматика (пове­денческие эффекты).

Соединение вербальных с невербальными создает неограни­ченные возможности комбинирования знаков.

Жесты используются в передаче информации, значения, интерак­тивного воздействия на сообщения (см. табл.).

 

 

Виды жестов (поведенческих движений Происхождение Кодирование Использование в форме
Эмблемы Обучение (образование) Произвольные или иконические Коммуникативной
Иллюстраторы Обучение Иконические Информативной, коммуникативной, интерактивной
Адаптеры Врожденное (адаптивное, социальное) Влияние (группы) Иконические или элементы системы Информативной, интерактивной
Регуляторы Обучение Элементы системы или иконические Интерактивной
Проявление аффектов (эмоции) Врожденное (адаптивное, социальное) Элементы системы Информативной, интерактивной

 

Дадим краткую характеристику указанных видов жестов: Эмблемы - это невербальные акты, имеющие точный пере­вод на вербальный язык (например, два пальца, напоминающие букву V - знак победы);

Иллюстраторы - это жесты, тесно связанные с речью и до­полняющие ее в разных видах:

• акцентирование;

• изображение направление мысли;

• указание;

• изображение пространства;

• ритмические движения;

• изображение физических действий (кинетография);

• рисование картины в воздухе (пиктография);

• иллюстрирование вербальных положений (эмблематика).

Адаптеры это движения руками, языком, ногами, отража­ющие эмоциональное состояние (скуку, напряжение и др.). Под­разделяются:

• самоадапторы относятся к телу (почесывание, похлопы­вание, потягивание, пожимание плечами);

• альтерадапторы - движения по отношению к другому телу (похлопывание по спине);

• объект-адаптеры - движения, связанные с другими веща­ми (свертывание листа бумаги).

Регуляторы - это невербальные действия, управляющие уси­лением или ослаблением разговора между людьми (контакт гла­зами с говорящим, кивки головой и др.). Важнейшую роль в не­вербальной коммуникации играют глаза и лицо. Известна законо­мерность расширения и сужения зрачков при взгляде на приятные и неприятные объекты.

Проявление аффектов - это выражения лица, отражающие разнообразные эмоции (радость, печаль, гнев и т.д.).

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал