![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Совершенствование процесса слушания
В реальной практике многие некорректно или даже легкомысленно относятся к процессу слушания. Им кажется, что это легко, не требует особого напряжения, что учиться этому не нужно. И действительно, многие справляются с этой проблемой, хотя не знают, с каким эффектом и каким он мог бы быть. Одно ясно, что мы недооцениваем важность этого процесса и осуществляем его без серьезной подготовки. Существует пять барьеров эффективного слушания: • физические условия (шум, голоса и др.); • личные обстоятельства (болезнь, дискомфорт); • культурно-образовательные, этнические различия; • предрассудки, стереотипы как кривые зеркала восприятия; • коннотации, т.е. личные, субъективные, не разделяемые всеми интерпретации в вербальных и невербальных символах и знаках. Они есть у обоих коммуникаторов. Совершенствование процесса слушания, требует от слушателя соблюдения ряда требований, советов и работы над собой. Следующие советы могут помочь человеку стать более эффективным слушателем: • следует осознавать, что оба коммуникатора (и спикер, и слушатель) несут ответственность за эффективную коммуникацию. От первого требуются определения понятий, четкая структура, адаптация к слушателю. Второму необходимо внимательно слушать, понимать сообщение, а в случае неясности просить уточнить; • нельзя давать волю негативным оценкам лектора, его поведения, содержания лекции и т.п. Иначе возникнет искривление содержания и, как следствие, непонимание; • терпеливо слушать и не прерывать сообщения. Вопросы не по существу ведут к тому, что слушатель пропускает текст или теряет нить понимания; • не стремиться слушать только то, что вас интересует лично. В этом случае теряется целостное представление об информации; • осторожно реагировать на острые слова и высказывания; • слушать в такой позе, которая лучше всего помогает восприятию; • делать сознательные усилия над собой, чтобы слушать; • стремиться исключить помехи, мешающие слушать; • не пропускать такие ключевые слова, как «следовательно»; «а теперь поговорим о...»; «итак, вы увидели, что...»; • повторять про себя в ходе слушания важные идеи (парафраз). • активно включать в процесс слушания обратную связь. Важным условием эффективного слушания является планирование. Рациональный план - это серия шагов по использованию того, что помогает эффективному слушанию: • необходимо понять свой исходный уровень умения слушать, личностные особенности (преимущества и недостатки), чтобы максимизировать одни и свести к минимуму другие. Часть мы не знаем, если не изучаем. Первый шаг - понять недостатки; • подготовка себя к слушанию. Понять, как строится взаимосоответствие коммуникаторов. Надо почувствовать другого, открыться тому, что он будет говорить; • сконцентрировать внимание. Попытаться устранить помехи. Представить то, что будет сообщено; • проявить искренний интерес к лектору. Это улучшит коммуникацию; • настроиться на понимание смысла (значение) сообщений, которые последуют (цели, выбор символов, невербальные ключи и др.); • определить личные средства и ресурсы поддержания активного слушания с учетом возможного падения активности; • не поддаваться эмоциям и не спешить с суждениями о сообщении и источнике.
|