Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совершенствование процесса слушания






В реальной практике многие некорректно или даже легкомыс­ленно относятся к процессу слушания. Им кажется, что это легко, не требует особого напряжения, что учиться этому не нужно. И действительно, многие справляются с этой проблемой, хотя не зна­ют, с каким эффектом и каким он мог бы быть. Одно ясно, что мы недооцениваем важность этого процесса и осуществляем его без серьезной подготовки.

Существует пять барьеров эффективного слушания:

• физические условия (шум, голоса и др.);

• личные обстоятельства (болезнь, дискомфорт);

• культурно-образовательные, этнические различия;

• предрассудки, стереотипы как кривые зеркала восприятия;

• коннотации, т.е. личные, субъективные, не разделяемые все­ми интерпретации в вербальных и невербальных символах и зна­ках. Они есть у обоих коммуникаторов.

Совершенствование процесса слушания, требует от слушате­ля соблюдения ряда требований, советов и работы над собой. Следующие советы могут помочь человеку стать более эффек­тивным слушателем:

• следует осознавать, что оба коммуникатора (и спикер, и слу­шатель) несут ответственность за эффективную коммуникацию. От первого требуются определения понятий, четкая структура, адап­тация к слушателю. Второму необходимо внимательно слушать, понимать сообщение, а в случае неясности просить уточнить;

• нельзя давать волю негативным оценкам лектора, его пове­дения, содержания лекции и т.п. Иначе возникнет искривление содержания и, как следствие, непонимание;

• терпеливо слушать и не прерывать сообщения. Вопросы не по существу ведут к тому, что слушатель пропускает текст или теряет нить понимания;

• не стремиться слушать только то, что вас интересует лично. В этом случае теряется целостное представление об информации;

• осторожно реагировать на острые слова и высказывания;

• слушать в такой позе, которая лучше всего помогает воспри­ятию;

• делать сознательные усилия над собой, чтобы слушать;

• стремиться исключить помехи, мешающие слушать;

• не пропускать такие ключевые слова, как «следовательно»; «а теперь поговорим о...»; «итак, вы увидели, что...»;

• повторять про себя в ходе слушания важные идеи (парафраз).

• активно включать в процесс слушания обратную связь.

Важным условием эффективного слушания является планиро­вание.

Рациональный план - это серия шагов по использованию того, что помогает эффективному слушанию:

• необходимо понять свой исходный уровень умения слушать, личностные особенности (преимущества и недостатки), чтобы максимизировать одни и свести к минимуму другие. Часть мы не знаем, если не изучаем. Первый шаг - понять недостатки;

• подготовка себя к слушанию. Понять, как строится взаимо­соответствие коммуникаторов. Надо почувствовать другого, от­крыться тому, что он будет говорить;

• сконцентрировать внимание. Попытаться устранить помехи. Представить то, что будет сообщено;

• проявить искренний интерес к лектору. Это улучшит комму­никацию;

• настроиться на понимание смысла (значение) сообщений, кото­рые последуют (цели, выбор символов, невербальные ключи и др.);

• определить личные средства и ресурсы поддержания актив­ного слушания с учетом возможного падения активности;

• не поддаваться эмоциям и не спешить с суждениями о сооб­щении и источнике.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал