Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Каналы невербальной коммуникации
Приведем краткую характеристику остальных невербальных средств. Вокалика (паралингвистика). Голосовые эффекты сопровождают слова. Тон, скорость, сила, вид (тенор, сопрано и т.д.), паузы, интенсивность звуков - каждый из них имеет свой смысл. Эти паралингвистические средства часто рассматриваются как вокальные ключи. Они говорят об эмоциях людей. Например, когда человек очень сильно зол, то он произносит слова медленно и раздельно, делая паузу между словами, чтобы произвести специальный эффект. Паралингвистика также характеризует личность. Например, манера речи может говорить об авторитарной, жесткой или мягкой личности. Исследования выявили связь вокалики с убедительностью речи. Более скоростная, интонационная, громкая речь сильнее убеждает людей. Проксемика связана с тем, как воспринимается и используется социальное и личное пространство в коммуникации (дистанция между людьми, организация пространства при беседе и др.). Каждый человек будто окружен пространственным шаром, размеры которого зависят от культурной основы личности, ее состояния, социальной среды. Так, если для европейцев значение личности проявляется в одежде и образованности, то для арабов важна середина тела (большой живот - показатель состоятельной значимости). Выделяют три типа пространства: • фиксированное - недвижимые вещи (стены, комната); • полуфиксированное - мебель; • неформальное - личная, интимная территория. В англо-американской культуре превалируют такие нормы; 0-18 дюймов - это границы интимного, 1 - 4 фута - личностного; 4 - 12 футов - социального и 12 футов - граница публичного, общественного. В иных культурах эти нормы другие. Например, у арабов, французов, русских и других личностное пространство меньше, и собеседники могут стоять значительно ближе, чем американцы и англичане. Личностное пространство связано с личными правами и защитой себя от других. Вот почему в общественном транспорте в часы пик неизбежны ссоры между плотно стоящими пассажирами. Кому-то всегда кажется, что кто-то создает неудобство ему, хотя неудобно практически всем. Для специалистов PR при организации мероприятий важно создать максимально возможные пространственно-комфортные условия для участников. Необходимо учитывать факторы эффективного использования пространства при беседе: • позы и пол; • положение лица (фигуры) по отношению друг к другу (прямое или под углом); • дистанцию и положение частей тела; • касание; • контакт глаз; • тепло; • запах; • громкость голоса. Хрономика изучает структурирование времени в коммуникации. В западных обществах высоко ценится пунктуальность, а в восточных отношение ко времени менее жесткое. Аналогично у мужчин и у женщин при личных встречах. Пунктуальность - одно из условий успешной карьеры. Опаздывающие, не выполняющие задания в срок вызывают нарекания. Аналогично и с организацией мероприятий. Если PR-акция начинается не вовремя, это снижает имидж организации. Олъфактика связана с изучением запаха. Ощущения запаха - это, может быть, самое сильное по влиянию из всех других ощущений. Оно влияет на мнение о человеке. Запахи являются важными факторами в коммуникации. Среди них выделяют: • слепоту на запахи - неспособность различать запахи, она может затруднять общение с другими людьми; • адаптация к запаху - привыкание к определенным запахам; • память о запахе - некоторые запахи могут вызывать приятные или неприятные воспоминания; • неумеренный запах - превышение нормы в духах, в пище или в помещении; • различие запахов - это способность обоняния устанавливать сходство и отличие одних запахов от других. Человек может выявлять до 10 000 запахов. Эстетика - передача сообщения или настроения через цвет, музыку. Влияние цвета и музыки на человека используется в разных помещениях и ситуациях, например, в супермаркетах, автомобилях, дома, на площадях и т.д. В каждом месте они должны быть разными в соответствии с поведением в них человека. Музыка регулирует поведение, стимулируя или ослабляя определенные действия. Окраска стен, мебели, технического оснащения должны вызывать нужные, благоприятные ощущения. Не рекомендуется зеленая окраска в больницах, потому что она вызывает тошноту у некоторых больных. Белый цвет несет холод. Поэтому лучше использовать мягкие пастельные, розовые или голубые цвета. Правильный подбор цветов является фактором успеха в бизнесе. Физические свойства. Общая привлекательность, красивое тело, здоровые запахи, нормальный вес являются положительными знаками в коммуникации. Предрассудки по отношению к малопривлекательным людям, а также с физическими недостатками глубоко «сидят» в обществе и ухудшают коммуникационные возможности. Аналогичная ситуация с выходящими за границы нормы слишком толстыми или худыми, «коротышками и дылдами». Артефакты. Среди них наиболее сильным фактором является одежда. Она должна соответствовать обстановке (деловая, домашняя), физическим параметрам тела (быть по фигуре), социальному положению, стилю. Во всех этих и других направлениях невербальной коммуникации специалистам PR необходимо получить определенную подготовку, а в работе использовать услуги узких специалистов-консультантов.
|