Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Семантика
Семантика - отношения между объектами, событиями, реальными ситуациями и знаками, словами, которыми мы их обозначаем и наделяем значениями. Эти отношения - сердце вербальной коммуникации. Познавая мир, мы создаем (получаем) личные значения, которые являются нашими субъективными ответами на явления реальности. Если эти значения являются общими (параллельными) и для других, то возникает основа для языковой коммуникации, т.е. общения на основе общих слов или жестов. Слова образуются в результате сходного опыта, узнавания реальности. Например, коснувшись горячего железа, люди восклицают: «Ой!» и отдергивают руку. Здесь сильно влияние биохимических процессов, происходящих в головном мозге. Более сложные вещи, ситуации люди договариваются обозначать определенными словами, звуками, жестами. Многих привычных сегодня слов люди XIX века не знали (телевизор, компьютер). Сходные объекты, свойства отображаются абстрактными понятиями. Социальное влияние связано с положением людей в обществе. Англо-саксонские протестанты как доминирующая американская группа придумали негативные слова для людей второго сорта, например, для чернокожих - ниггер. Они используют их для того, чтобы указывать им это «второсортное» место. Символы - это лэйблы (этикетки) значений, о которых все договорились (форма полиции, кресты у священников). Словесное оформление может быть произвольным. Но происхождение многих слов уходит в глубину веков и необъяснимо. Большинство символов составляют обычные слова или невербальные «жесты» и другие знаки, в том числе объекты и действия. Например, одежда военного, полицейского, летчика и т. п. несет символическое значение. Символы хранятся в нашей памяти как значения, общие для многих людей. Формирование (появление) символов происходит на основе ряда принципов: • произвольного отбора. Происхождение одних знаков необъяснимо, а других известно. Так, английское father произошло от латинского «pater», а оно, в свою очередь, - от греческого pitar. Многие слова современного языка появились между 6-м и 8-м тысячелетием. На звучание и написание повлияли региональные и национально-культурные особенности; • принципа соглашения. Знаки являются инструментом коммуникации, обозначающим связь с объектом, ситуацией, событием (референтом), они должны быть стабильными, относительно неизменными и предсказуемыми. Соглашение - это правило, которое люди как коммуникаторы соглашаются выполнять. Алиса в Зазеркалье сталкивается с хаосом в словах, и коммуникация становится невозможной. Проблема для общества заключается в том, что наряду с общей, есть специальные культуры (субкультуры). Культура у антропологов - это образ жизни определенных групп людей (большинства и меньшинства). В этом плане часто приводится пример США как плавильная печь иммигрантской руды. Значение - это угол «треугольника Пирса», связанный с референтом и культурой. В соответствие с тремя видами связей в треугольнике возможны три типа систем значений: • объективная, где ведущую роль играет референт, объект. К примеру, крестьянин на земле, рабочий за станком, бизнесмен с товаром. Значение зависит от объекта. Специалист ПР работает с такими значениями в стиле ПР, который можно назвать реалистическим. Этот ПР - отражательный, денотативный; • в символической системе с ведущей ролью символов значение зависит от виртуальных (символических) форм реальности. Такой PR уже менее реалистичен и может отрываться от реального объекта, что мы видим в части «волшебной» рекламы. Символический ПР - денотативно-коннотативный в зависимости от содержания символа, степени его изобразительности или абстрактности, понятности или непонятности; • в субъективной системе ведущая роль принадлежит субъекту, для которого значимы в первую очередь собственные представления. PR в этом случае становится субъективным, креативным, коннотативным. Здесь необходимы поэтические, писательские, ораторские и другие художественные способности.
|