Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стадии коммуникации
Коммуникация - это процесс, в котором коммуникант посылает (инициирует) сообщения, используя условные символы, невербальные знаки и ключи к контексту, выражающие значения и передаваемые таким образом, что получатель, которому они направлены, создает сходное или параллельное понимание. • Коммуникация - это процесс, состоящий из нескольких стадий. На каждой происходит трансформация мысли источника в сообщения с помощью символов, затем - в вербальные звуки и невербальные сигналы, которые распространяются в пространстве. Получатель видит или слышит их и трансформирует по-своему. Его понимание смысла может быть близко к исходному или отличаться. • Сообщения состоят из трех элементов: условных символов (слова, грамматические правила, синтаксические структуры как часть языка), невербальных знаков и контекста (сигналы и факторы, влияющие на смысл). • Смысл у реципиента может быть близким к посылаемому значению или отличаться от него в зависимости от субъективного отношения получателя. Здесь возникает нарушение и неточность восприятия информации или ее переоценка. • Словом «коммуникатор» обычно обозначают человека, который посылает сообщение. Но правильнее считать коммуникаторами и передатчика, и получателя информации. Только первого называют еще коммуникантом, а второго - реципиентом. Здесь коммуникация понимается как линейный процесс из пяти стадий: решение сообщить что-либо, кодирование, передача, получение, раскодирование сообщения. На первой стадии решение о сообщении связано с намерением передать какую-то информацию другому, приятную, полезную (или наоборот) для него и/или для самого источника. Вторая стадия: кодирование - это подбор слов, жестов (они связаны с культурой), выражающих значение. Понятие «значение» (смысл) трудно определить, изучить и анализировать. Оно рождается в голове человека, значит субъективно. Значение - форма субъективного отношения, т.е. наши внутренние реакции на объекты, события и ситуации. Эти реакции - разные виды образов, понятий, эмоций, которые возникают в нас, когда мы сталкиваемся с реальностью. Приобретая опыт, мы вырабатываем ряд типичных, стереотипных реакций. В термине «значение» - два аспекта: • значение, возникающее в контакте с реальностью; • значение, возникающее в контакте со словами, символами, знаками об этой реальности. Мы живем в мире вещей и слов и имеем двойной опыт ощущения вещей и знание символов. Поэтому значение - это субъективные реакции на обыкновенные вещи, события и ситуации и на социально разделяемые символы, существующие как ярлыки, обозначения реальности. Последние несут общее значение для всех людей и субъективное отношение, окраску конкретного человека. В памяти хранятся значения в виде следов и схем. Следы - это записи элементов опыта в электрохимической активности нервных клеток мозга. Схемы - это совокупности (системы) образов значений. Некоторые просты: стол, ботинок, продукт. Иные более детальны и сложны. Например, понятие «Новый год» включает в себя зимнюю ночь, елку, подарки и др. Следующая важная проблема кодирования - предвидение понятности сообщения для получателя и реакции на него. Это называется «войти в роль» другого и понять, как лучше донести до него сообщение. Люди делают это во многих случаях автоматически, а иногда им требуется серьезное обдумывание, так как не всегда предсказание и ожидание совпадает с реакцией получателя. На третьей стадии сообщение трансформируется в физические явления - колебания воздуха или другой материи (звуки), т.е. информации. Информация представляет слова. Она воздействует на органы восприятия, передвигаясь в пространстве. А значение не движется - оно в начале и в конце пути (субъективная характеристика «в голове» у посылателя и получателя). Информация - это общее значение для всех, а значение (смысл) индивидуально. На четвертой стадии реципиент принимает информацию и трансформирует ее в символы, понятные слова. И только тогда образуется значение, смысл. Воспринять означает видеть, слышать или чувствовать что-то и затем интерпретировать это что-то в рамках языка и культуры. На пятой стадии происходит раскодирование или интерпретация сообщения на основе схем, которые хранятся в голове, а также привычек, мнений, убеждений, позиций, ценностей и фактологической информации, заложенной в памяти. На этом заканчивается линейная коммуникация. Передача ответа дает начало новой линейной коммуникации.
|