Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Коммуникология как социальная наука
Коммуникация не обделена вниманием со времен античности, но особую важность ее изучение приобрело в XX веке. Это связано с развитием радио, телевидения, компьютеров, а также с большим бизнесом и глобализацией. Интенсивное изучение коммуникаций началось после Первой мировой войны. Рост политического влияния прессы привел к необходимости изучать пропаганду и общественное мнение. Среди наук стали лидировать социология и социальная психология. В 1930-х годах активно изучались пути и методы воздействия коммуникации на личность и группы. Наиболее популярными были исследования влияния кино на детей и пропаганда. В первой половине XX века проявились и коммерческие интересы, связанные с рекламой и маркетингом. После Второй мировой войны исследования коммуникаций стали постоянными, но в США и Европе они проводились по-разному. В США победили количественные методы, а в Европе больше внимания уделялось историческим, культурным и критическим аспектам. Западная традиция отличалась акцентом на межличностных и групповых отношениях, в то время как на Востоке внимание фокусировалось на коллективах и общностях. На Западе больше интересовались когнитивными, вербальными аспектами, а на Востоке - синтезом эмоций и разума, интуитивным озарением в коммуникации. Наряду с исследованиями началась подготовка кадров. Первая кафедра коммуникаций была открыта более полувека назад в США. Сейчас в мире существуют тысячи кафедр. Коммуникационные программы пользуются популярностью у студентов. Ежегодно ряды специалистов пополняются бакалаврами, магистрами, докторами наук. Существуют международные ассоциации коммуникологов, издаются научные журналы. Вместе с тем имеет место излишний плюрализм теорий при нехватке объединяющих. На фоне мощного развития и глобализации коммуникаций отсутствует интеграция знаний о коммуникационных процессах в виде особой науки. Объект, предмет, теории, отрасль имеются, а науки нет. В то же время стихийно идет процесс ее формирования и поиск наименования. В качестве вариантов называются теория коммуникации, коммуникативистика, коммуникатика, коммуникология и др. Автору представляется предпочтительным именовать науку о коммуникациях коммуникологией. Но название науки нельзя навязать. Научное сообщество должно постепенно придти к общему мнению. Так, например, в правоведении есть криминология и криминалистика. Первая - это наука о преступности, включая исследование ее причин, личности преступника, разработки мер по ее профилактике. А вторая связана с разработкой системы приемов и средств собирания, исследования и оценки судебных доказательств. Как видно, криминология — это более общая прикладная наука, а криминалистика - частная. Если этот пример перенести на коммуникацию как объект изучения, то коммуникология должна быть наукой о месте и роли коммуникации в обществе, ее развитии, структуре, коммуникационных процессах, средствах и др. В этом случае коммуникативистика как прикладная наука может разрабатывать специальные методы и приемы, применяющиеся в таких коммуникативных видах деятельности, как паблик рилейшнз, реклама, маркетинг, имиджмейкинг, журналистика и др. В английском языке первой, возможно, соответствуют понятия communication science, или comrnunicology, а второй - media studies. В «Толковом словаре терминов и концепций зарубежной комму-никативистики» Л.М.Землянова приводит определение коммуникативистики как науки, которая изучает системы средств и гуманитарных функций массовых информационных связей, осуществляющихся на разных этапах цивилизации с помощью различных языков и дискурсов (вербальных и невербальных). А в предисловии она определяет ее как науку о гуманитарных аспектах развития информационных средств и систем, характере, формах и результатах их воздействия на общественную жизнь мира. Эти определения вызывают ряд вопросов: почему акцент сделан на средствах, а не на процессах, и почему - только на массовых информационных связях, а не на любых других. Коммуникативистика предлагается как синоним коммуникологии с приоритетным положением, хотя приводится и мнение Э.Уитмора, выступающего за коммуникологию. Это говорит о том, что еще надо продолжать работу по определению содержания науки о коммуникациях. Что касается менее популярного названия «коммуникатика», то это место, вероятно, может занять информатика как научная дисциплина, изучающая свойства и закономерности информации в процессе ее сбора, переработки, хранения, поиска, распространения и использования Так или иначе, но на этих трех китах - коммуникологии, ком-муникативистики и информатики - строится здание науки об информационно-коммуникационных процессах. Им соответствуют основные разновидности коммуникационной профессии: • коммуниколог как исследователь коммуникаций; • коммуникатор как социальный конструктор, технолог и менеджер в конкретных видах коммуникационной деятельности; • информатик как специалист по сбору и обработке информации. Но некоторые специалисты более склонны поддержать в качестве науки «теорию коммуникации», хотя теория - это строительный блок науки. Так, Г.Г.Почепцов предлагает в качестве объединяющей дисциплины для ПР и рекламы теорию коммуникаций. В.П.Конецкая также считает, что теория коммуникации выступает в интегративной роли для трех базовых составляющих социокоммуникации - социальных структур общества, коммуникативных систем и способов коммуникации. Следует отметить, что теории составляют содержание дисциплины, и в любой науке (физике или социологии, к примеру) их множество, они подчас конкурируют и взаимодополняют друг друга. Поэтому коммуникология как научная дисциплина может включать разные теории коммуникации, школы, направления, подходы. Изучение теорий позволяет видеть процессы не так, например, как обычные люди видят на географической карте только линии, а как картограф - понимать картину земли. Причем разные карты показывают различные составляющие планеты - ландшафт, климат, полезные ископаемые и т. д. Аналогично и с теориями коммуникаций. Американский коммуниколог Р.Крейг в статье с характерным названием «Почему так много теорий коммуникаций?» в сборнике, посвященном анализу состояния коммуникативной отрасли знания пишет о том, что прогресс в исследованиях коммуникационных процессов сопровождался плюрализацией концепций и ослаблением единства, которое было характерно для 1970-х годов. Возможно, сегодняшнее множество теорий разрешится синтезом на новой основе в будущем. В таком синтезе нуждаются и отечественные исследователи, преподаватели, практики. Поэтому в данной книге наименование «Основы теории коммуникаций» соответствует названию учебного курса, а заголовок «Введение в теорию коммуникаций» - содержанию научной отрасли. Коммуникология исследует взаимодействие людей в процессе создания, обмена и интерпретации сообщений и значений.
|