Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность научной теорииСтр 1 из 28Следующая ⇒
И.П. Яковлев ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ СПб., 2001
Тема 1. ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ КАК НАУКА Сущность научной теории Особенность коммуникации в том, что она вплетена в ткань всей жизни. Поэтому одни придают ей центральное значение как объекту исследования, а другие отводят ей второстепенную роль периферии в рамках конкретных наук. Любая теория объясняет реальность и предлагает определенное видение явлений и действий в соответствии с этим пониманием. Коммуникационные процессы стали реальностью, а теории коммуникаций - их объяснением. Все коммуникационные теории составляют содержание коммуникологии. Для теорий характерны общие свойства: • все теории абстрактны. Каждая из них описывает только часть реальности. Ни одна теория не содержит всей полноты знания. Поэтому необходимо осваивать и применять на практике все теории с учетом их действия только в определенных условиях; • теории - это знаковые конструкции из понятий и связей между ними, создаваемые учеными. Они показывают реальность под углом зрения их авторов и примененных ими научных методов; • теории являются руководством к наиболее эффективным действиям. На их основе разрабатываются определенные технологии получения практических результатов. Эффективность зависит от умелого использования той или иной теории в конкретных обстоятельствах. В этом смысле истина всегда конкретна. Процесс формирования теории включает в себя появление вопросов, формулирование проблем, выдвижение гипотез, их проверку через наблюдение, обобщение результатов и обоснование выявленных тенденций и устойчивых причинно-следственных связей (законов). Зачем нужна теория? На этот вопрос «отвечают» ее функции: • накопление знаний, открытие новых связей и законов, интегрирование знаний; • акцентирование внимания на некоторых аспектах, свойствах, отношениях. Теории, как карты, указывают на то, что и где можно найти; • объяснение на основе определенного метода того, что происходит; • прогнозирование поведения людей, что особенно важно в ПР, рекламе и других сферах коммуникации; • стимулирование поиска в определенных направлениях; • ориентирование на научные нормы и ценности; • организация общения в целях развития науки; • совершенствование практической деятельности на основе использования теории. Теория и практика находятся в вечном противоречии друг с другом. Можно сказать, что теория и практика, образование и опыт - два пересекающихся круга, и чем больше область их пересечения, тем более практична теория и тем острее практика нуждается в научной теории. Непересекающиеся области - это бесполезная часть теории и бедная идеями практика. Все эти три области имеют место в любой профессии. И перед каждым студентом, преподавателем и специалистом-практиком стоит задача поиска путей и средств органичного соединения теоретических знаний и практических умений и навыков.
|