Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Модели коммуникации. В теории наиболее часто рассматриваются три модели социальных коммуникаций: линейная, интеракционная и трансакционная.
В теории наиболее часто рассматриваются три модели социальных коммуникаций: линейная, интеракционная и трансакционная. Линейная коммуникация - это направленные коммуникатором сообщения в одну сторону без обратной связи с реципиентом (реклама, информационно-пропагандистские PR, выступления руководителей и политиков перед публикой и др.). При правильно выбранном коде и канале данный тип коммуникации может быть эффективным, т.е. понятным и убедительным. Но возможности его ограничены в силу отсутствия оперативной обратной связи, что не позволяет вносить коррективы в кодирование и передачу информации. При линейной коммуникации активность участников различна, потому что коммуникант активно действует, а реципиент пассивно воспринимает сообщения. Взаимодействие между ними может прерываться из-за непонимания, потери интереса, усталости и т.п. Интерактивная модель коммуникации преодолевает односторонность линейной, вводя обратную связь между коммуникантом и реципиентом, что позволяет им лучше адаптироваться друг к другу. Практически здесь происходит одноразовая смена ролей - каждый участник выполняет функции передатчика и приемника информации, что и позволяет каждому вносить своевременные изменения в содержание сообщения и форму его подачи. В PR это близко к двусторонней асимметричной модели. Для нее характерна обратная связь в форме опросов, интервью, фокус-групп, которая позволяет узнавать общественное мнение и строить эффективные программы коммуникаций с публикой. Эта модель наиболее соответствует маркетинговой работе производителей продукции с потребителем, т.е. изучению их отношения к товару и более эффективного информационного воздействия. СМИ, особенно радио и телевидение, активно используют интерактивную модель, задавая читателям, слушателям, зрителям вопросы и получая от них ответы по злободневным темам. Трансакционная модель коммуникации преодолевает лежащую в основе первых двух связь типа «стимул - ответ» между коммуникаторами. Одноразовая смена коммуникативных ролей в интерактивной модели сменяется многоразовым, попеременным выступлением каждого участника в роли коммуниканта и реципиента. Каждый посылает и принимает сообщения на основе периодической, постоянно действующей обратной связи и быстро адаптируется в коммуникационной ситуации, преодолевая шумы. В результате такого мультинаправленного взаимодействия коммуникации становятся наиболее действенными в плане взаимопонимания. В PR ей соответствует двусторонняя симметричная модель, которая используется в бизнесе и управлении людьми, заинтересованными в долговременных и взаимовыгодных отношениях с населением, основанных на взаимопонимании и гармоничном согласовании интересов. Для PR это высший уровень коммуникаций, идеальные отношения организаций с общественностью. Все эти типы социальных коммуникаций имеют место в реальности. Можно сказать, что общество - это сложная коммуникационная система, состоящая из линейной, интерактивной и трансакционной коммуникаций. Серьезной научно-практической проблемой является оптимизация соотношения между ними на уровне отдельных личностей, групп, организаций или обществ. Из практики PR известно, что превалирование первого типа тесно связано с манипулированием людьми со стороны бизнеса и политики с целью реализации своих корыстных интересов. Это в свою очередь обусловлено неразвитостью рыночных и демократических институтов. Советское общество продемонстрировало господство линейных коммуникаций в форме единой системы агитации и пропаганды с переходом в 1960-х годах к элементам интерактивных коммуникаций в связи с развитием социологических исследований. В российском обществе 1990-х годов стал усиливаться интерактивный тип коммуникаций, сочетающийся с мощным манипулированием на линейной основе, но уже не из единого центра, а из множества действующих на рынке коммерческих и политических сил. По всей вероятности, прогресс общества связан с изменением коммуникационного пространства в сторону усиления трансакционных социальных коммуникаций.
|