Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модели коммуникации. В теории наиболее часто рассматриваются три модели соци­альных коммуникаций: линейная, интеракционная и трансакционная.






В теории наиболее часто рассматриваются три модели соци­альных коммуникаций: линейная, интеракционная и трансакционная.

Линейная коммуникация - это направленные коммуникато­ром сообщения в одну сторону без обратной связи с реципиентом (реклама, информационно-пропагандистские PR, выступления ру­ководителей и политиков перед публикой и др.).

При правильно выбранном коде и канале данный тип коммуни­кации может быть эффективным, т.е. понятным и убедительным.

Но возможности его ограничены в силу отсутствия оперативной обратной связи, что не позволяет вносить коррективы в кодирова­ние и передачу информации.

При линейной коммуникации активность участников различ­на, потому что коммуникант активно действует, а реципиент пас­сивно воспринимает сообщения. Взаимодействие между ними может прерываться из-за непонимания, потери интереса, устало­сти и т.п.

Интерактивная модель коммуникации преодолевает односто­ронность линейной, вводя обратную связь между коммуникантом и реципиентом, что позволяет им лучше адаптироваться друг к другу. Практически здесь происходит одноразовая смена ролей - каждый участник выполняет функции передатчика и приемника информации, что и позволяет каждому вносить своевременные изменения в содержание сообщения и форму его подачи.

В PR это близко к двусторонней асимметричной модели. Для нее характерна обратная связь в форме опросов, интервью, фо­кус-групп, которая позволяет узнавать общественное мнение и строить эффективные программы коммуникаций с публикой. Эта модель наиболее соответствует маркетинговой работе произво­дителей продукции с потребителем, т.е. изучению их отношения к товару и более эффективного информационного воздействия. СМИ, особенно радио и телевидение, активно используют интерактив­ную модель, задавая читателям, слушателям, зрителям вопросы и получая от них ответы по злободневным темам.

Трансакционная модель коммуникации преодолевает лежа­щую в основе первых двух связь типа «стимул - ответ» между коммуникаторами. Одноразовая смена коммуникативных ролей в интерактивной модели сменяется многоразовым, попеременным выступлением каждого участника в роли коммуниканта и реципи­ента. Каждый посылает и принимает сообщения на основе перио­дической, постоянно действующей обратной связи и быстро адап­тируется в коммуникационной ситуации, преодолевая шумы. В ре­зультате такого мультинаправленного взаимодействия коммуникации становятся наиболее действенными в плане взаи­мопонимания.

В PR ей соответствует двусторонняя симметричная модель, которая используется в бизнесе и управлении людьми, заинтере­сованными в долговременных и взаимовыгодных отношениях с населением, основанных на взаимопонимании и гармоничном со­гласовании интересов. Для PR это высший уровень коммуника­ций, идеальные отношения организаций с общественностью.

Все эти типы социальных коммуникаций имеют место в реаль­ности. Можно сказать, что общество - это сложная коммуника­ционная система, состоящая из линейной, интерактивной и трансакционной коммуникаций. Серьезной научно-практической пробле­мой является оптимизация соотношения между ними на уровне отдельных личностей, групп, организаций или обществ.

Из практики PR известно, что превалирование первого типа тесно связано с манипулированием людьми со стороны бизнеса и политики с целью реализации своих корыстных интересов. Это в свою очередь обусловлено неразвитостью рыночных и демок­ратических институтов.

Советское общество продемонстрировало господство линей­ных коммуникаций в форме единой системы агитации и пропа­ганды с переходом в 1960-х годах к элементам интерактивных коммуникаций в связи с развитием социологических исследова­ний.

В российском обществе 1990-х годов стал усиливаться инте­рактивный тип коммуникаций, сочетающийся с мощным манипу­лированием на линейной основе, но уже не из единого центра, а из множества действующих на рынке коммерческих и политических сил.

По всей вероятности, прогресс общества связан с изменением коммуникационного пространства в сторону усиления трансакционных социальных коммуникаций.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал