Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 2. Социальная коммуникация
2.1. Понятие социальной коммуникации Понятие «коммуникация» имеет много значений - связь, сообщение, средство связи, информация, средство информации, контакт, соединение, общение. В обыденной жизни оно часто употребляется в смысле «общение». Попыток дать научное определение много, но единственного, общепризнанного не имеется. Можно по-разному подойти к определению: • по степени абстрактности и широты одни определения будут охватывать более или менее широкие связи между разными коммуникаторами. Так, коммуникацию можно определить как связь между живыми существами или как передачу сообщений по телефону, радио, с курьером и т.д.; • по намерениям и целям коммуникации могут быть полезными или нет. В первом случае они содержат в себе или полезный обмен намерениями и преследуют какие-то цели или нет. В частности, это может быть передача сообщения в целях воздействия на поведение другого человека или просто беседа двух друзей; • по нормативности они могут быть обменом мыслями, эмоциями или информацией. Социальная (гуманитарная) коммуникация (human communication) определяется как осознанный или неосознанный, с намерением или без намерения процесс, в котором чувства или идеи выражаются в вербальных или невербальных сообщениях на внутриличностном, межличностном и общественном (социальном) уровнях. В этом определении выделяются четыре компонента - сознательность и целевая определенность коммуникации, ее форма и уровень. Коммуникация отличается динамизмом, длительностью, необратимостью, интерактивностью, конструктивностью и проходит в определенных условиях (контексте). Близкое к этому определению дает В.П. Конецкая: «Коммуникация - социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общества по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных и др.). А.В. Соколов определяет социальную коммуникацию как движение знаний, эмоциональных переживаний, волевых воздействий в социальном времени и пространстве. Автору близко определение коммуникации как социокультурного взаимодействия между людьми посредством знаков, размещаемых в презентационных, репрезентационных и электронно-механических носителях. При желании можно привести и другие определения. Но вряд ли необходимо стремиться найти единственно правильное, потому что в каждом определении есть общее для всех (коммуникация как процесс, взаимодействие) и специфические акценты на разных свойствах, чертах коммуникации, имеющих место в реальности. Далее они будут рассмотрены в соответствующих главах. А сейчас целесообразно выявить основные элементы любого коммуникативного процесса.
2.2. Элементы коммуникативного акта Самая общая модель коммуникации, позволяющая выделить ее элементы, имеет следующий вид.
На процесс коммуникации влияет множество факторов - культура, физическое и эмоциональное состояние, опыт, установки, умения, память, ожидания и др. • Коммуникатор-источник (коммуникант) посылает сообщение под влиянием стимула, выбирая код и канал. • Код определяет порядок, правила сочетания знаков, выражающих содержание сообщения. • Каналы могут быть естественные, презентационные (голос, лицо и т.д.) и искусственные, репрезентационные (книги, картины, радио, телефон и др.). Каждый канал обладает пропускной способностью, т. е. объемом информации, которую можно по нему передать за определенное время. • Коммуникатор-реципиент находится в конце канала и должен раскодировать сообщение, т.е. должен знать правила, по которым сформировано посланное сообщение. • Реакция на сообщение, посылаемая источнику, называется обратной связью. Она говорит о понятности или непонятности, согласии или несогласии и может вызывать дополнительное сообщение. • На сообщение влияют не только понимание, интерпретации коммуникаторов, но и шумы, т.е. внутренние и внешние помехи. В качестве помех выступают: - шумы в окружающей среде (например, разговор в аудитории); - физические повреждения (глухота, слепота и т.п.); - семантические проблемы (непонятные слова, многозначность, разное понимание знаков и т.п.); - синтаксические проблемы (неправильный порядок слов); - организационный беспорядок (перескакивание с темы на тему, крути); - социальный шум (несоответствие социальным нормам, например, то, о чем не принято говорить или может вызвать конфликт); - психологические проблемы (стресс, раздражение) и др. • Коммуникация всегда происходит в некоторой среде (комната, цвет стен, мебель, освещение, количество людей, температура, запахи, звуки и др.).
|