Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Социальная коммуникация






 

2.1. Понятие социальной коммуникации

Понятие «коммуникация» имеет много значений - связь, со­общение, средство связи, информация, средство информации, кон­такт, соединение, общение. В обыденной жизни оно часто упот­ребляется в смысле «общение». Попыток дать научное определе­ние много, но единственного, общепризнанного не имеется. Можно по-разному подойти к определению:

• по степени абстрактности и широты одни определения будут охватывать более или менее широкие связи между разными ком­муникаторами. Так, коммуникацию можно определить как связь между живыми существами или как передачу сообщений по теле­фону, радио, с курьером и т.д.;

• по намерениям и целям коммуникации могут быть полезны­ми или нет. В первом случае они содержат в себе или полезный обмен намерениями и преследуют какие-то цели или нет. В част­ности, это может быть передача сообщения в целях воздействия на поведение другого человека или просто беседа двух друзей;

• по нормативности они могут быть обменом мыслями, эмо­циями или информацией.

Социальная (гуманитарная) коммуникация (human communication) определяется как осознанный или неосознанный, с намерением или без намерения процесс, в котором чувства или идеи выражаются в вербальных или невербальных сообщениях на внутриличностном, межличностном и общественном (социальном) уровнях.

В этом определении выделяются четыре компонента - созна­тельность и целевая определенность коммуникации, ее форма и уровень. Коммуникация отличается динамизмом, длительностью, необратимостью, интерактивностью, конструктивностью и прохо­дит в определенных условиях (контексте).

Близкое к этому определению дает В.П. Конецкая: «Коммуни­кация - социально обусловленный процесс передачи и восприя­тия информации в условиях межличностного и массового обще­ства по разным каналам при помощи различных коммуникатив­ных средств (вербальных, невербальных и др.).

А.В. Соколов определяет социальную коммуникацию как движение знаний, эмоциональных переживаний, волевых воздействий в социальном времени и пространстве.

Автору близко определение коммуникации как социокультур­ного взаимодействия между людьми посредством знаков, разме­щаемых в презентационных, репрезентационных и электронно-ме­ханических носителях.

При желании можно привести и другие определения. Но вряд ли необходимо стремиться найти единственно правильное, пото­му что в каждом определении есть общее для всех (коммуника­ция как процесс, взаимодействие) и специфические акценты на разных свойствах, чертах коммуникации, имеющих место в ре­альности. Далее они будут рассмотрены в соответствующих гла­вах. А сейчас целесообразно выявить основные элементы любо­го коммуникативного процесса.

 

 

2.2. Элементы коммуникативного акта

Самая общая модель коммуникации, позволяющая выделить ее элементы, имеет следующий вид.

                               
   
Среда
 
   
 
 
Коммуникатор-источник  
 
Коммуникатор-реципиент  
   
 
   
 
   
       
 
     
Код канал шум
 
 
 
   
Обратная связь

 

 


На процесс коммуникации влияет множество факторов - куль­тура, физическое и эмоциональное состояние, опыт, установки, умения, память, ожидания и др.

• Коммуникатор-источник (коммуникант) посылает сообщение под влиянием стимула, выбирая код и канал.

• Код определяет порядок, правила сочетания знаков, выража­ющих содержание сообщения.

• Каналы могут быть естественные, презентационные (голос, лицо и т.д.) и искусственные, репрезентационные (книги, картины, радио, телефон и др.). Каждый канал обладает пропускной спо­собностью, т. е. объемом информации, которую можно по нему передать за определенное время.

• Коммуникатор-реципиент находится в конце канала и дол­жен раскодировать сообщение, т.е. должен знать правила, по ко­торым сформировано посланное сообщение.

• Реакция на сообщение, посылаемая источнику, называется обратной связью. Она говорит о понятности или непонятности, согласии или несогласии и может вызывать дополнительное сооб­щение.

• На сообщение влияют не только понимание, интерпретации коммуникаторов, но и шумы, т.е. внутренние и внешние помехи. В качестве помех выступают:

- шумы в окружающей среде (например, разговор в аудитории);

- физические повреждения (глухота, слепота и т.п.);

- семантические проблемы (непонятные слова, многозначность, разное понимание знаков и т.п.);

- синтаксические проблемы (неправильный порядок слов);

- организационный беспорядок (перескакивание с темы на тему, крути);

- социальный шум (несоответствие социальным нормам, напри­мер, то, о чем не принято говорить или может вызвать конфликт);

- психологические проблемы (стресс, раздражение) и др.

• Коммуникация всегда происходит в некоторой среде (комна­та, цвет стен, мебель, освещение, количество людей, температу­ра, запахи, звуки и др.).

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал