Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Земли сельскохозяйственного назначения как объект правового регулирования
Для земель сельскохозяйственного назначения характерно использование их не только как средства производства (выращивание сельскохозяйственной продукции), что является отличительной чертой этой категории земель, но и как пространственно-операционного базиса, что присуще всем категориям. Земельный кодекс употребляет как термин «земля», так и термин «земельный участок», хотя определение дается только второму. Это объясняется тем, что объектом правоотношения по использованию земли всегда является индивидуально определенный земельный участок, который представляет собой часть земной поверхности с установленными границами, определенным месторасположением, с обозначенными в отношении него правами (ст. 79 Земельного кодекса). Необходимо указать на специфические признаки земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые характеризуют их как объект земельных отношений: ограниченность площади земель, локализованность земель по месторасположению, то, что они являются недвижимым объектом, выступают основным способом производства в сельском хозяйстве. Земли сельскохозяйственного назначения регулируются земельным законодательством в качестве единого объекта, что означает: не всякие земли подлежат сельскохозяйственному использованию, а лишь пригодные для этих целей; не всякие пригодные для сельскохозяйственных нужд земли могут использоваться в качестве земель сельскохозяйственного назначения. Так, в заповедных зонах не может осуществляться товарная сельскохозяйственная деятельность. Цель использования земельного участка определяется органами местного государственного управления и органами местного самоуправления при предоставлении конкретных земельных участков. Об этом указывается в документах, удостоверяющих права на землю, а также в документах государственного земельного кадастра и государственной регистрации. При этом самовольное изменение разрешенного использования земельного участка не должно допускаться. Требования по разрешенному использованию земельного участка являются частью иных отраслей законодательства, в составе которых они более подробно регламентируются. Важной характеристикой земельного участка как объекта правового регулирования является его площадь. В Земельном кодексе предпринята попытка ограничения площади земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности граждан, предельными размерами. В соответствии со ст. 121 Земельного кодекса устанавливаются нормы предоставления земельных участков, по которым граждане Украины имеют право на бесплатное получение земельных участков в собственность: для ведения личного крестьянского хозяйства — в размере не более двух гектаров; для ведения садоводства — не более 0, 12 гектара; для ведения фермерского хозяйства — в размере земельной доли (пая), определенной для членов сельскохозяйственных предприятий, расположенных на территории сельского, поселкового, городского совета, где находится фермерское хозяйство. Если на территории сельского, поселкового, городского совета расположено несколько сельскохозяйственных предприятий, размер земельной доли (пая) определяется как средний по этим предприятиям. При отсутствии сельскохозяйственных предприятий на территории соответствующего совета размер земельной доли (пая) определяется как средний по району. Земли же фермерского хозяйства могут складываться из: земельного участка, принадлежащего на праве собственности фермерскому хозяйству как юридическому лицу; земельных участков, принадлежащих гражданам — членам фермерского хозяйства на праве частной собственности; земельного участка, который используется фермерским хозяйством на праве аренды. Граждане — члены фермерского хозяйства имеют право на получение в собственность из земель государственной и коммунальной собственности земельных участков в размере земельной доли (пая). Гражданам — членам фермерских хозяйств передаются бесплатно в частную собственность предоставленные им в пользование земельные участки в размере земельной доли (пая) члена сельскохозяйственного предприятия, расположенного на территории соответствующего совета. Это право не распространяется на граждан, которые раньше приобрели право на земельную долю (пай) (ст. 32 Земельного кодекса). Размер земельных участков, передаваемых бесплатно гражданам для ведения личного крестьянского хозяйства, может быть увеличен в случае получения в натуре (на местности) земельной доли (пая) (ч. 2 ст. 121 Земельного кодекса). Граждане имеют право дополнительно приобретать земельные участки сельскохозяйственного назначения, но не более 100 гектаров до 1 января 2010 г.). При этом указанная площадь может быть увеличена в случае наследования земельных участков по закону (п. 13 Переходных положений Земельного кодекса).
|