Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Права и обязанности сельскохозяйственных землепользователей
Земли сельскохозяйственного назначения предоставляются как гражданам, так и юридическим лицам. Гражданам земельные участки сельскохозяйственного назначения предоставляются для удовлетворения их личных потребностей в производстве продуктов питания в основном для нужд своей семьи, отдыха, досуга, удовлетворения иных социальных, культурных, оздоровительных потребностей (для ведения личного крестьянского хозяйства, садоводства, огородничества, сенокошения и выпаса скота, ведения товарного сельскохозяйственного производства). Для перечисленных целей граждане могут объединяться в садоводческие или огороднические некоммерческие объединения, которые могут быть созданы в форме общества, потребительского кооператива. С целью товарного сельскохозяйственного производства земельные участки предоставляются сельскохозяйственным предприятиям (юридическим лицам): фермерским хозяйствам, частным (частно-арендным) предприятиям, сельскохозяйственным производственным кооперативам, хозяйственным обществам, государственным сельскохозяйственным предприятиям. То есть указанные субъекты ведут товарное производство с целью реализации продукции и получения прибыли. Для опытных и учебных целей, пропаганды передового опыта ведения сельского хозяйства земли сельскохозяйственного назначения предоставляются сельскохозяйственным научно-исследовательским учреждениям и учебным заведениям, сельским профессионально-техническим училищам и общеобразовательным школам. Сельскохозяйственное производство ведут не только сельскохозяйственные предприятия, но и некоторые несельскохозяйственные предприятия и организации, для чего им предоставляются соответствующие земли. В первую очередь это те промышленные предприятия, которые имеют подсобные сельские хозяйства, выращивающие продукцию в основном для работников данных предприятий. Такие подсобные хозяйства могут быть составной частью предприятия, организации, не имея прав юридического лица, или самостоятельным субъектом (юридическим лицом). Во втором случае земельные участки предоставляются непосредственно этим хозяйствам с учетом их организационно-правовых форм. Некоторое количество земель сельскохозяйственного назначения занимают религиозные организации и объединения, которым также предоставляются земельные участки для ведения подсобного сельского хозяйства. Таким образом, земли сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства могут предоставляться юридическим лицам, для которых ведение сельского хозяйства не является основным. Исходя из особенностей тех функций, которые выполняют субъекты сельскохозяйственного производства, последние могут быть классифицированы на следующие группы: • основанные на различных формах собственности сельскохозяйственные формирования, главным предметом деятельности которых является производство товарной массы продуктов питания и сырья; • предприниматели, чья деятельность основана на разных формах собственности и организационно-правовых формах хозяйствования, правосубъектность и уставная деятельность которых направлены на обеспечение современной производственно-хозяйственной деятельности аграрных предприятий-товаропроизводителей; • учреждения, чья правосубъектность и уставная деятельность направлены на предоставление разнообразных финансово-кредитных, страховых, коммерческих, посреднических и других услуг для обеспечения предпринимательской деятельности аграрных товаропроизводителей. Содержание правового режима земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности граждан, определяют в зависимости от характера сельскохозяйственного производства. Так, в соответствии со ст. 22 Земельного кодекса гражданам земли сельскохозяйственного назначения передаются в собственность, в частности для ведения личного крестьянского хозяйства, садоводства и товарного сельскохозяйственного производства. Правовой режим земельных участков личных крестьянских хозяйств регулируется ст. 33 Земельного кодекса. В соответствии с данной статьей граждане Украины могут иметь на праве собственности и арендовать земельные участки для ведения личного крестьянского хозяйства. Земельное законодательство формирует общее правило о предоставлении гражданам земельных участков для ведения личного крестьянского хозяйства в двух местах: около жилого дома и за пределами населенного пункта. Причем земельный участок около дома может быть меньшего размера. Правовой режим земель для ведения садоводства направлен в первую очередь на удовлетворение потребностей граждан в земельных участках для указанных целей. Земельные участки, предназначенные для садоводства, могут использоваться для закладки многолетних плодовых насаждений, выращивания сельскохозяйственных культур, а также для возведения необходимых построек, хозяйственных сооружений и т. п. Гражданин — член садоводческого товарищества может приватизировать земельный участок без согласия на то других членов этого товарищества. Размер земельного участка для ведения садоводства, который может приватизироваться бесплатно, составляет не более 0, 12 гектара (ст. 121 Земельного кодекса). Граждане — собственники садовых участков могут свободно распоряжаться ими, если они не изъяты из оборота и не ограничены в обороте. Граждане имеют право получать (приобретать) сельскохозяйственные земли в собственность не только для удовлетворения собственных нужд, но и для ведения товарного сельскохозяйственного производства. Заниматься производством товарной сельскохозяйственной продукции можно путем ведения личного крестьянского или фермерского хозяйства. Крестьянское хозяйство не имеет статуса юридического лица, а товарное производство сельскохозяйственной продукции рассматривается как предпринимательская деятельность и облагается подоходным налогом. Поэтому гражданин — собственник земельного участка, который намерен заниматься товарным сельскохозяйственным производством, должен зарегистрироваться как предприниматель. В отличие от личного крестьянского фермерское хозяйство обладает признаками юридического лица. Сегодня в соответствии со ст. 31 Земельного кодекса в состав земель фермерского хозяйства входят земельные участки, принадлежащие на праве собственности фермерскому хозяйству как юридическому лицу, а также гражданам — членам фермерского хозяйства на праве частной собственности. Еще одной особенностью правового режима земель для ведения товарного сельскохозяйственного производства является то, что обращение взыскания на них допускается только в случаях, когда у собственников таких участков отсутствует другое имущество, на которое может быть обращено взыскание (ч. 2 ст. 139 Земельного кодекса). Получая право собственности на земельный участок, гражданин одновременно приобретает комплекс земельных прав и обязанностей, что образует содержание его права собственности. Правомочия земельного собственника исчерпывающе зафиксированы в ст. 90 Земельного кодекса. Они включают права: продавать или иным способом отчуждать земельный участок, передавать его в аренду, залог, наследство; самостоятельно хозяйствовать на земле; собственности на посевы и насаждения сельскохозяйственных и других культур, на произведенную сельскохозяйственную продукцию; использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные насаждения, водные объекты, а также другие полезные свойства земли; на возмещение ущерба в случаях, предусмотренных законом; сооружать жилые дома, производственные и иные строения и сооружения. Как видно из содержания указанных правомочий, большинство из них имеют непосредственное отношение к собственникам земельных участков сельскохозяйственного назначения. С учетом специфики земель сельскохозяйственного назначения закон устанавливает следующие основные обязанности граждан-собственников и других лиц по использованию сельскохозяйственных угодий: а) обеспечение оптимального водного режима почв. б) обеспечение надлежащего солевого режима почв, для чего установлена обязанность осуществлять защиту земель от вторичного засоления. в) обеспечение такого питательного режима почв, при котором плодородие не только не снижалось бы, несмотря на вынос питательных веществ с урожаем, но и повышалось. г) обеспечение надлежащего культурно-технического состояния почв, д) обеспечение надлежащей экологической обстановки на земельном участке, не допуская ее ухудшения. Таким образом, правовой режим земель неразрывно связан с полномочиями собственников данных земель, обуславливает их и зависит от характера сельскохозяйственного производства, осуществляемого собственником. Полномочия собственников земли и землепользователей должны быть направлены не только на обеспечение собственных интересов и потребностей, но и на поддержание и соблюдение правового режима земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в их ведении.
|