Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Безденежный миллиардер
Тата-это миллиардеры, живущие наподобие пеликанов. Они обладают всего лишь ничтожной частью огромного, некогда собранного ими, богатства. Остальное же щедро потрачено на благотворительность. Теперешние магараджи уже не те, что были когда-то. Шелковые тюрбаны, украшенные драгоценными камнями, и раззолоченные слоны, усыпанные бриллиантами, вышли из моды в этой сказочной Гол-конде. Дворцы на колесах, в которых они некогда объезжали мир, поражая своей роскошью нищих воинов королевы Виктории, давно проданы с торгов. Японцы и арабы дрались из-за них, пуская в ход нефтедоллары. Дворцы превратились в четы-рехзвездные отели, а традиционным коврам-самолетам пришла на смену современная сверхзвуковая авиация, обладающая, как говорят, бесспорными технологическими преимуществами, хотя и лишенная былой поэзии. В нынешние времена в Индии полагается быть богатым на манер лионских буржуа, которые держат свои ценности в сейфах и скрывают от посторонних глаз королевскую обстановку за обшарпанным фасадом своих жилищ в районе Энэ. Благотворительным организациям достается 4/5 всех доходов империи Тата. Следует, в частности, отметить среди них трест сэра Дорабжа Тата и трест-мемориал леди Тата {медицинские исследования, социальная помощь и пр.). • Скромный богач Самого богатого человека в этой огромной стране зовут Тата. Это, как вы, наверно, поняли, его фамилия, а имя его-Джеханжнр Ратанджи Дадабхой. Он подает всем пример, ведя со своей супругой, Тельмой, исключительно скромную жизнь. В Бомбее, где он разъезжает на старой, потрепанной машине марки < плимут», он попросту снимает дом- разумеется, комфортабельный, но ничуть не похожий на дворец. У него имеются два-три старомодных -«роллс-ройса», которыми он никогда не пользуется. Что касается обслуживающего персонала, то количество слуг сравнительно невелико-учитывая, конечно, особенности этой страны. Когда посмотришь, как
живет этот богач, даже в голову не придет, что империи Тата принадлежит шесть процентов всей индийской промышленности и работает на неё не менее трех миллионов человек. Будучи французом с материнской стороны, Дж. Р. Д, Тата окончил лицей Жансон-де-Сайи и прошел военную службу в рядах сафи. * Страсть к благотворительности Владея несметными богатствами, он тем не менее отличается самыми скромными потребностями, а к тому же-весьма редкой среди набобов тягой к благотворительности, в силу чего он систематически отказывается от бблыпей части своих благ в пользу соотечественников. 4 Не обходи м о, -утверждает Тата, -чтобы плоды народного труда доставались народу».. Поэтому он с удовольствием раздает доходы фирмы Тата бесчисленным благотворительным организациям и предлагает своим служащим такие условия работы и такую зарплату, которые заставили бы завистливо побледнеть западных профсоюзных боссов. Сегодня всевозможным благотворительным организациям принадлежит 81 процент капиталов фирмы, а если еще добавить к этому налог, который берет себе индийское государство, то на долю семейства Тата придется не более чем 1, 53 процента-сущий пустяк! • Император поневоле Джеханжир. Ратанджи Дадабхой не был основателем гигантского состояния империи Тата, он только унаследовал его. Оно в готовом виде свалилось на него с неба в такой период его жизни, когда у него в голове роились тысячи других замыслов. На его долю выпала печальная необходимость изо дня в день заботиться об этом состоянии, а он, по правде говоря, охотно обошелся бы без подобной привилегии, ибо не чувствовал в себе никакого призвания к ремеслу дельца. Сын индийца и француженки, он провел свое детство в Европе, и в частности во Франции, которая в те годы была известна всему миру как родина Блерио, Клемана Адера и им подобных. С самой колыбели он испытывал безграничную любовь и интерес к аэронавтике и никогда не думал, что посвятит свою жизнь чему-нибудь, кроме воздухоплавания. Поэтому он был весьма расстроен, когда его отец, перегруженный своими делами, приказал ему покинуть Европу и явиться в Бомбей, чтобы приобщиться к руководству семейным предприятием. • От дяди-племяннику К этому времени предприятие уже разрослось до чудовищных размеров. Основателем его был Джам-сетджи Назарванджи Тата (1839-1904), дядя Дже-ханжира Ратанджи Дадабхоя, и поначалу это была весьма скромная благотворительная фабрика, каких в стране тысячи. Она, по всей вероятности, приносила бы хозяину доход, вполне достаточный, чтобы не умереть с голоду, не посети его мысль установить там новую технику, импортируемую англичанами, Поскольку рабочая сила была, мягко говоря, очень дешевой, предприятие за несколько лет стало процветающим, и дядя получил возможность разнообразить и преумножить свою деятельность. Занимался он этим, впрочем, скорее из чувства долга, нежели из стремления к наживе. Горячий патриот, уязвленный присутствием в стране англичан, -при том что он не мог не восхищаться ими, -он задался честолюбивой целью: покончить с отсталостью своей страны и превратить Индию в современное государство с уровнем жизни, подобным европейскому. Объектом его деятельности явилось, прежде всего, сталелитейное производство, поскольку он учитывал, что черная металлургия - основа любой промышленности. Единственный наследник У «дяди», Джамсетджи Тата, было два сына, которые продолжали его дело, но не оставили после себя наследников, Таким образом, Дж, Р. Д. оказался один во главе предприятия. • Менеджеры и хрустальные шары Джеханжир Ратанджи Дадабхою было всего тридцать четыре года, когда он, доказав свое умение вести дело, стал у руля семейного предприятия. И тотчас же проявил себя подлинным хозяином большого масштаба. С целью продолжить разнообразную деятельность предприятия, задуманную его дядей, он сумел окружить себя предприимчивыми, компетентными и весьма дисциплинированными людьми. Это были инженеры и дипломированные выпускники западных университетов, знакомые со всеми тонкостями современного управления предприятием, но, в угоду национальным тридициям, кроме них тут же имелись и прорицатели, и ясновидящие, способные угадать благодаря кофейной гуше и хрустальным шарам колебание биржевого курса и цены на нефть. Говорят, что на предприятиях Тата никто из руководителей не принимает никаких решений, пока не убедится в благоприятном расположении созвездий.
Вот по указке этого экономико-магического мозгового треста фирма с успехом развернула множество предприятий в самых разнообразных отраслях: производство химических удобрений, моющих и косметических средств грузового автотранспорта, железнодорожная промышленность, электроэнергия, гостиничное дело, сфера обслуживания, не говоря уже об общественном транспорте и разведении креветок. За несколько лет империя Тата опутала сетями почти всю индийскую промышленность и практически слилась с ней. Главные компании. «Тата Айрон Стиля Это главное предприятие империи. Оно выпускает локомотивы, грузовики, станки, сельскохозяйственные машины, буровые установки и т. п. «Тата-Кем и кале 1_1о> занимается производством натрия, магния, косметических изделий, духов и мыла. «Индиан- Хотел - Корп о-рейшн» -знаменитый Тадж-Махал в Бомбее является самым блистательным звеном этой цепочки. •Тата-Пресс».» Н ью-Индия Иншуранс»: корпорация инвестиций Индии. " И ксти тут фундамен-тальных исследований Тата". • Летающий миллиардер Став одним из самых знаменитых на планете предпринимателей, Джеханжир Ратанджи ДадабхоЙ не изменил своей страстной любви к аэронавтике. Поскольку карьера пилота была, в силу обстоятельств, для него уже невозможна, он решил осуществить свою мечту другим путем и выбрал для этого воздушный транспорт в целом. В 1932 г. вместе со своим лругом, англичанином по имени Винсент Невиль, он создал первую в Индии компанию воздушных перевозок-«Тата Эрлайнс». Взяв на себя лично управление самолетом системы «Пусс-Мот», он совершил первый рейс, которым открылась регулярная воздушная почтовая связь между Карачи, Бомбеем и Мадрасом, явившаяся на смену нерентабельной и чересчур колони-алистской «Бритиш Империал Эр Сервис». Начав свое существование очень скромно-компания располагала только двумя двухмоторными самолетами и тремя пилотами, -* Тата Эрлайнс» быстро добилась процветания и породила «Индиан Эрлайнс»- гигантское предприятие, на которое индийское правительство вскоре стало поглядывать как на лакомый кусочек. Оно было национализировано в 1953 г. • Столица империи Тата Сегодня на фирму «Тата и сыновья», в которую входят все предприятия, созданные этим динамичным семейством, работают не менее трех миллионов человек. Она известна всей стране, и если даже подвергается иногда критике-семейство Тата обвиняют в патологическом экспансионизме, -ее прочная связь с идеей независимой Индии ощущается всегда и всеми и остается неизменной. Не без гордости узнали индийцы в 1953 г., что Джеханжир Ратанджи Дадабхой был единодушно признан всей американской экономической прессой «менеджером года». К внушительному списку предприятий, носящих имя Тата и прославивших это семейство, следует еще добавить название одного города-Джамшедпур. Он назван так по имени Джамшетси Тата и находится в 250 километрах к западу от Калькутты. Город является центром гигантской метрополии, представляя собой одновременно и металлургический комплекс, и уголок земного рая, и целиком принадлежит фирме. Его пятьсот тысяч жителей- прообраз счастливого народа. Всю заботу о них предприниматель взял на себя. Он обеспечивает им медицинское обслуживание, жилье и обучение, снабжает их газом и электричеством, и все это почти бесплатно. Поэтому они не перестают радоваться, что принадлежат к империи Тата, и вызывают зависть остальных индийцев, которые страдают от скверных экономических условий и надеются перейти когда-нибудь в состав империи... если индийское правительство ее к тому времени не национализирует. Заработная плата После национализации «Индиан Эрлайнс- (компания воздушных сообщений) Дж. Р. Д. Тата остался директором этого предприятия с зарплатой... пять тысяч франков в месяц! ОЖЖЕХ
|