Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Когнитивные теории коммуникации. Особенности когнитивного подхода к коммуникацииСтр 1 из 27Следующая ⇒
Особенности когнитивного подхода к коммуникации. Аудитория (реципиент) как объект когнитивных исследований. Инференциальная модель понимания как основа когнитивного подхода к коммуникации. Теория значений Ч.Осгуда. Метод семантического дифференциала. Теория релевантности. Теория атрибуции. Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера. Когнитивный – связанный с сознанием, мышлением (от лат. понимать). Когнитивный подход к изучению коммуникации – исследование понимания при восприятии сообщения Каждый человек воспринимает внешний мир, других людей сквозь призму созданной им познавательной системы. Модель понимания: 1) Модель кодирования (семиотическая). Значение несут знаки 2) Инференциональная (когнитивная) модель Значение не передаётся, а выводится реципиентом из анализа сообщений 3 аспекта в процессе понимании: - выявление значения понятий в сообщении - понимание намерений коммуникаторов - понимание причин их понимания Инференция — это когнитивная операция, в процессе которой адресат, не обладающий информацией о процессе кодирования адресанта, восполняет смысл высказывания. К формальным инференциям можно отнести логическое следствие. инференционная модель коммуникации главным инференционным механизмом считает дедуктивный принцип, в основе которого - «когнитивный опыт». Теория значений Ч. Осгуда и метод семантического дифференциала - разрабатывалась на стыке бихевиористского и когнитивного подходов. Предполагает, что значения возникают при восприятии объектов и знаков объектов под влиянием внешних раздражителей. Возникающие значения – внутренний ответ на внешний стимул. Метод семантического дифференциала - метод психолингвистики и экспериментальной семантики, является частной разновидностью способов построения субъективных семантических пространств. Он был разработан в 1955 г. группой американских психологов во главе с Ч. Осгудом. - исследование реципиента в процессе коммуникации - предназначен для измерения возникающих коннотаций (нашей субъективной интерпретации) - основан на явлении синестезии (мышление по аналогии, когда за одни чувственные восприятия возникают под воздействием других) - выявляет бессознательные ассоциативные связи между объектами или знаком и объектом в сознании людей Семантическое пространство Осгуда: + исследовательская модель структуры индивидуального сознания + его измерения – характеристики значения знака (объекта), которые возникают при их восприятии человеком. Измерение значения по трем независимым градуальным параметрам (0-3): - оценки (шкала «хороший/плохой»), - силы (шкала «сильный/слабый») - активности («активный/пассивный»), задающим дислокацию слова в некотором семантическом пространстве. Процедура реализации методики: · Формирование списка признаков · Математическая обработка полученных данных · Размещение в пространственном семантическом пространстве оцениваемых объектов, анализ получившегося распределения Контент-анализ => коммуникатор Метод семантического дифференциала => реципиент С помощью семантического дифференциала исследуются: - различие в оценке одного понятия различными испытуемыми - различие в оценке двух (или более) понятий одним и тем же испытуемым или группой - различие в оценке одного понятия одним и тем же испытуемым (или группой) в разн. время Теория релевантности ( Шпербер и Уилсон) Базируется на инференциальной модели понимания Формирование смысла проходит в 3 этапа: + семантизация + инференция (осмысление значения применительно к конкретному объекту) + импликация (восприятие смысла с учетом скрытого контекста) Намерения (интенции) коммуникатора: - информация (желание сказать) - коммуникация (реализация данного желания) Цель коммуникатора – воздействие на представление получателя Сообщение должно быть релевантным (соответствующим ожиданиям) Коммуникатор создает сообщение, учитывая данный конкретный момент, данное конкретное место, данный конкретный текст для данного конкретного получателя. Эффективность коммуникации = максимизация релевантной информации Теория атрибуции Рассматривает способы объяснения людьми причин своего поведения Выделяет несколько групп каузальных атрибуций (объяснения причин): + ситуационные +личностные + способность сделать что-то + принадлежность к чему-либо + чувства + обязательства Выбор каузальных атрибуций связан с рядом факторов: - личностный фактор - характер межличностных отношений - цивилизационный фактор Каждому человеку присущи: · Априорные каузальные атрибуции (стереотипные установки) · Фундаментальные ошибки атрибуции – практика объяснения своего личного поведения с позиции обстоятельств, а поведения других людей – их личными качествами Локус контроля – доминирующая установка в выборе каузальных атрибуций - внешний - внутренний Теория когнитивного диссонанса Фестингера Когнитивный диссонанс — состояние, характеризующееся столкновением в сознании индивида противоречивых знаний, убеждений, поведенческих установок относительно некоторого объекта или явления. Когнитивные элементы: установки, восприятия, знания. Когнитивный диссонанс возникает, когда за элементом следует другой, не ожидаемый. Редукция когнитивного диссонанса (способы его преодоления): + изменение одного или нескольких когнитивных элементов, поведения или установки + превращение элементов в менее важные + подключение консонансной информации + другая трактовка информации
|