![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ товарооборота
Товарооборот выражает экономические отношения, возникающие при реализации собственной продукции, покупных товаров, оказании услуг по организации питания. Товарооборот состоит из двух основных частей: реализации продукции собственного производства, продажи покупных товаров. В зависимости от форм потребления, назначения в питании человека продукцию собственного производства можно подразделить на обеденную (блюда, реализуемые в зале на раздаче) и прочую продукцию (бутерброды, горячие напитки, кондитерские, мучные изделия, реализуемые через буфет). Обеденная продукция подразделяется по виду блюд на супы, горячие, напитки и закуски. Анализ товарооборота предприятия общественного питания позволяет оценить достигнутые результаты, изучить развитие товарооборота, оценить правильность стратегии предприятия в развитии товарооборота. Оценка достигнутых результатов является основой планирования объема реализации предприятия[9]. Методика экономического анализа товарооборота предприятия включает: - изучение динамики товарооборота; - исследование влияния важнейших факторов на выполнение плана и динамику товарооборота; - выявление резервов роста и разработка мероприятий по увеличению товарооборота. В таблице 2 представлен объем и состав товарооборота за 2007 год, сравнение с прошлым периодом (2006 год) приведено в таблице 3. В среднем по предприятию удельный вес продукции собственного производства составляет 82%, таким образом столовая выдерживает соотношение между собственным производством и продажей покупных товаров. Значительное снижение товарооборота наблюдается в июле-августе, когда происходит резкое снижение потока потребителей. В таблице 4 приведен удельный вес кварталов в годовом товарообороте.
Таблица 4 – Удельный вес кварталов в годовом товарообороте
В отчетном периоде товарооборот увеличился на 3, 1% или 363 т.р. Оборот по продукции собственного производства также возрос на 4, 5% или на 429 т.р. Оборот по покупным товарам снизился на 66 т.р. или на 3, 4%. Соответственно увеличился удельный вес ПСП в товарообороте с 81, 8 до 82, 9%. Таким образом, увеличение оборота по продукции собственного производства способствовало росту товарооборота. Средние темпы роста товарооборота в действующих ценах составили 103, 1. На развитие товарооборота оказало влияние повышение продажных цен. Средний индекс продажных цен в 2007 к 2006 году составил 1, 2. Анализ товарооборота в сопоставимых ценах показывает, что товарооборот сократился на 14, 1 %, в том числе по ПСП на 12, 9% и по покупным товарам на 19, 3%. Таким образом, товарооборот увеличился за счет повышения цен. Поквартальный анализ показал, что в 4 квартале наблюдается повышение товарооборота. Это происходит за счет оказания дополнительных услуг – проведение новогодних торжеств для работников университета. Анализ товарооборота по составу показал, что основная его часть обеспечивается реализацией продукции собственного производства. В связи с этим большое значение приобретает анализ выполнения производственной программы. Количественный учет и учет по группам блюд на предприятии не ведется. Оценка выпуска продукции представлена в таблице 5.
Таблица 5 - Оценка выпуска продукции собственного производства
Таким образом, товарооборот напрямую зависит от расписания занятий студентов. В учебные месяцы реализация продукции увеличивается, в период каникул товарооборот резко снижается. Так же наблюдается рост товарооборота в конце года. На объем товарооборота, его изменение оказывают влияние факторы внутреннего характера. Первая группа факторов – обеспеченность товарными ресурсами, их правильное использование. Проанализировать влияние данного фактора невозможно из-за отсутствия информации. Вторая группа – обеспеченность трудовыми ресурсами, эффективность их использования. Анализ влияния трудовых факторов на выполнение товарооборота представлен в таблице 6. Третья группа факторов – состояние, эффективность использования основных фондов и материально-технической базы предприятия.
Таблица 6 - Влияние трудовых факторов на товарооборот
Из таблицы видно, что в результате роста производительности труда валовой товарооборот вырос на 72, 8 т.р. Вследствие увеличения численности работников товарооборот увеличился на 290, 3 т.р. Анализируя товарооборот, следует выделить резервы роста товарооборота: – расширение и обновление ассортимента; – изучение спроса потребителей; – внедрение новых технологий в производство; – использование новых видов оборудования; – повышение квалификации работников для работы на новом оборудовании.
|