Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Урок № 91
Тема: Х.К. Андерсен «Снежная королева». Реальность и фантастика
| Тип: усвоения новых знаний, умений
| Задачи:
· Продолжить изучение литературного жанра авторской сказки;
· Начать изучение творчества Г.Х. Андерсена;
· Выделить характерные черты личности Андерсена, характерные черты его творчества;
· Сформировать понимание необходимости изучать литературное произведение на основе его жанровой специфики;
· Углубить понимание жанра авторской (литературной) сказки;
· Показать связь содержания произведения с философскими убеждениями автора, нравственными представлениями автора;
· Совершенствовать умение учащихся выразительно и осмысленно читать;
· Ввести понятие художественной детали; показать роль детали в художественном произведении для понимания позиции автора;
· Учить видеть отношение автора к герою и изображаемым событиям, говорить об отношении автора, доказывая свое понимание этого отношения.
| Планируемые результаты
| Предметные
· Отбирать главные факты творческой биографии писателя;
· Знать и помнить содержание изучаемого произведения;
· понимать позицию автора в произведении, обосновывать это понимание;
· понимать, как создается образ в литературном художественном произведении, рассказывать о способах создания образа;
· находить художественную деталь в повествовании, понимать роль детали для передачи отношения автора к описываемым событиям, роль детали в создании образа;
· определять отношение автора к изображаемым событиям и героям;
· отличать фантастическое и реальное в произведении, понимать роль фантастического элемента в произведение, объяснять его;
· отбирать в тексте произведения фрагменты, подтверждающие понимание авторской позиции в произведении;
· рассказывать о своём восприятии произведения
| Метапредметные
регулятивные:
· определять и формулировать
задачу собственной работы на уроке;
· ставить перед собой задачу в каждом виде учебной деятельности;
· внимательно слушать объяснения учителя и задание, уметь задавать вопросы на уточнение;
· обнаружить собственное непонимание какой-либо детали произведения и задавать вопросы на понимание и уточнение понятого.
· определять свою роль в работе группы, соблюдать чувство такта и меры в диалоге, в монологической речи;
· работать в группе, быть полезным группе, слушать и слушать товарищей по группе;
коммуникативные:
· понимать произведение в соответствии с замыслом автора;
· вести диалог с учащимися класса, учителем;
· высказывать и аргументировать своё мнение в дискуссии;
· делать выводы, обобщать
· выразительно читать
| Личностные
· определять своё отношения к прочитанному;
· совершенствовать культуру речи;
· развивать способность сопереживать литературному герою;
· понимать и принимать позицию автора, с уважением относиться к этой позиции;
· стремиться к развитию эстетического вкуса;
· осознавать свою связь с окружающим миром, нравственную позицию.
| Межпредметные связи: география: Дания, история: Дания и Россия в середине XIX века, русский язык: значение слов: фантастика, фантастический, символ, символический
| Ресурсы урока: Учебник, слайды, подготовленные учителем с портретом Андерсена, видами Дании и Копенгагена, иллюстрации к сказке «Снежная королева» разных художников; литературоведческий словарь.
| Ход урока
| Содержание деятельности учителя
| Содержание деятельности обучающихся
| Актуализация необходимых знаний
| · Предлагает вспомнить, какие сказки Х.К.. Андерсена читали учащиеся, назвать сказки, вспомнить содержание сказок;.
· Просит назвать страну, в которой родился Андерсен, время, в которое жил писатель, назвать русских писателей, современников Андерсена;
· Просит вспомнить, что такое авторская (литературная) сказка, объяснить, чем отличается авторская сказка от фольклорной;
· Просит назвать тему урока.
| · Отвечают на вопросы учителя, рассказывают, какие сказки Х.К.. Андерсена читали, вспоминают содержание сказок;
· Называют страну, в которой родился Г.Х. Андерсен, время, в которое жил писатель, называют русских писателей – современников Андерсена;
· Называют признаки авторской сказки, объясняет, чем отличается авторская сказка от фольклорной;
· Называют тему урока.
| Мотивация познавательной деятельности
| · Предлагает определить содержание урока, сформулировать задачу урока, назвать действия, которые надо произвести, чтобы решить поставленные задачи;
·
· Просит сформулировать вопросы, на которые хотелось бы найти ответы к концу урока.
| · Определяют содержание урока, формулируют задачу урока, называют действия, которые, по мнению учащихся, нужно произвести, что будет интересно делать на уроке;
· Формулируют вопросы, на которые хотят найти ответы к концу урока
| Организация познавательной деятельности
| · Рассказывает о Х.К.. Андерсене, сопровождая рассказ показом слайдов: портрета писателя, пейзажей Дании, видов Копенгагена, памятника Андерсену, дома-музея Г.Х. Андерсена в Оденсе
· Организует чтение статьи учебника
· Проводит обобщающую беседу об Андерсене на основании рассказа учителя и статьи учебника по вопросам: Н.В. Беляева. Уроки литературы в 5-м классе. Поурочные разработки. стр. 209;
· Проводит вступительную беседу перед чтением и обсуждением сказки «Снежная королева», спрашивает, кто такие тролли, просит пересказать историю первую, просит ответить, чем важна истории первая для понимания сказки Андерсена;
· Задает вопрос, какое чувство вызвало у автора действие троллей, решивших донести зеркало до ангелов и Творца?
· Организует работу в группах. План работы, вопросы для исследования опубликованы в пособии: Н.В. Беляева. Уроки литературы в 5-м классе. Поурочные разработки. стр. 210 -211.
· Организует предъявление результата работы групп: группы отвечают на вопросы, предложные для осмысления историй сказки, читают по ролям названные учителем отрывки
· Проводит беседу о роли художественной детали в создании образов литературных героев и передачи авторской идеи: просит найти определение художественной детали в словарях,
· просит найти, прочитать и объяснить роль детали во фрагментах сказки; зачитывает фрагменты
· Предлагает самостоятельно найти примеры художественной детали и выписать их в тетрадь;
· Просит сделать вывод о том, как в художественной детали выражается авторская позиция;
· Просит перечислить волшебные события и фантастические детали в прочитанных историях.
| ·.Слушают учителя, рассматривают слайды, задают вопросы;
·
· Читают статью учебника о Х.К. Андерсене;
· Отвечают на вопросы обобщающей беседы, рассказывают о том, что удивило их в биографии писателя, рассказывают о своих любимых персонажах сказок Андерсена;
· Отвечают на вопросы вступительной беседы, объясняют, кто такие тролли, пересказывают историю первую, объясняют свое понимание важности этой истории;
·
· Отвечают на вопрос учителя, объясняют, почему величайшую брезгливость вызывает действие троллей;
·
· Работают в группах, готовят ответ по осмыслению историй сказки по плану, предложенному учителем, готовят инсценированное чтение фрагментов историй;
· Предъявляют результат работы групп: отвечают на вопросы, читают по ролям фрагменты из сказочных историй;
· Участвуют в диалоге с учителем, находят определение художественной детали
·
·
· находят детали в предложенных фрагментах, объясняют их роль
· самостоятельно находят примеры художественной детали, выписывают примеры в тетрадь;
· делают вывод о том, как в художественной детали выражается авторская позиция;
· Перечисляют волшебные события и фантастические детали в прочитанных историях.
| Подведение итогов
| · Предлагает ответить на вопросы: что тронуло, удивило в биографии Х.К. Андерсена,
·.Предлагает ответить на вопрос, почему, создавая свои сказки, Х.К.. Андерсен соединяет реальное и фантастическое;
· Предлагает оценить свою деятельность на уроке, назвать, что считают своим результатом на уроке.
| · Отвечают на вопросы учителя, что тронуло, удивило в биографии Х.К. Андерсена;
· Размышляют над вопросом, почему Андерсен соединяет реальное и фантастическое.
· Оценивают свою деятельность, называют свои результаты на уроке
| Дополнительный материал: Иллюстрации разных художников к сказке «Снежная королева»: Владислав Ерко, Анастасия Архипова и др.
| Диагностика достижения планируемых результатов: ответы учащихся на вопросы обобщающей беседы
| Дополнительные творческие задания: Найти в Интернете иллюстрации к сказке «Снежная королева» и сопоставить иллюстрации к одним и тем же эпизодам; нарисовать собственные иллюстрации к тем же эпизодам.
| Самоанализ
| Достижения
| Сложности
| Предложения
| | | | |
Данная страница нарушает авторские права?
|