Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Французская литературная сказка XIX векаСтр 1 из 48Следующая ⇒ Жорж Санд (настоящее имя — Амандина Аврора Люсиль Дюпен 1 июля 1804 — 8 июня 1876) — французская писательница. Жорж Санд была горячей сторонницей женского равноправия; ее героини, как и сама писательница, - женщины волевые, самостоятельные, способные на глубокое чувство. Свободолюбие, ненависть к тирании, осуждение всякой эксплуатации человека человеком, поэтизацию народных героев-тружеников мы находим не только в романах, но и в повестях Жорж Санд «Странствующий подмастерье» (1840), «Мельник из Анжибо» (1845). В доме Жорж Санд в Париже собирались выдающиеся люди. Ее близкими друзьями были Альфред де Мюссе и Фредерик Шопен, Генрих Гейне и Оноре де Бальзак, певица Полина Виардо (послужившая прообразом для Консуэло) и И. С. Тургенев. Для детей Жорж Санд написаны «Грибуль» (1850), а также «Бабушкины сказки» (1873), «Крылья мужества», «Розовое облачко», «О чем говорят цветы», «Фея пыли», «Пучеглазая фея», «Собака и священный цветок» и др. Писательница посвятила эти произведения своим внукам. Обращаясь главным образом к своей богатейшей фантазии, но используя также народные мотивы, Жорж Санд ставила перед собой и определенные педагогические цели. Она хотела, прежде всего, развить в детях чувство добра, бескорыстие, самоотверженность, уважение к простым людям из народа. Особенность ее героев - близость к природе, богатство и благородство внутреннего мира, наивного и возвышенного. Они доверчиво верят в чудеса, весь мир для них является миром чудес. Жизнь в поэзии, в мире сказки - их естественное состояние. Но, как оказывается, даже в мире чудес маленькие герои Жорж Санд встречаются со злом, у которого тоже имеется свое царство - мрачное и пугающее. В этом царстве господствует душевная черствость, жестокость, произвол богатых над бедными - таким образом, в сказках преломляются мотивы романов и повестей писательницы. Грибуль, герой наиболее известной сказки Жорж Санд, живя в мире природы, однажды встретился с большим шмелем, в котором он распознал злого гения, царствовавшего около четырехсот лет. В свое время это был жестокий помещик, грубо обращавшийся со своими крестьянами и опустошавший соседние земли. Помещик был наказан, превращен в обычного шмеля, ползающего по дубу. Добрые феи, раскрывшие Грибулю, который сам был сказочным существом и прожил уже сто лет, тайну «говорящего дуба», т. е. тайну шмеля, научили Грибуля «счастью быть любимым». Феи предлагали Грибулю остаться с ними, но он решил вернуться к людям своего народа, постоянно страдавшим от произвола и обреченным на муки. Грибуль вернулся к людям, приплыв в розовом листке по морю. Ему по-прежнему было 15 лет, столько, сколько и тогда, когда он внезапно исчез из дома, околдованный «злым гением». Грибуль сказал людям, что приехал с острова, куда всякий может отправиться, если он добр и способен любить. Но люди не поняли Грибуля, они вели войну, и Грибуль, согласившийся принять в ней участие, чтобы спасти свой народ и расколдовать его от «зла», которое он творил, стал одной из первых жертв побоища. Он был сожжен на костре как заложник, заплатив своей жизнью за нравственное раскрепощение народа. Обратившийся в незабудку Грибуль стал воплощением любви к людям, добра и самоотверженности. В предисловии к лондонскому изданию «Грибуля» 1860 года А. И. Герцен отмечал, что Ж- Санд создала подлинно детскую книгу; «рассказ высоко нравственный и который поэтому не имеет ничего общего с нравоучительными повестями, особенно французскими…». Грибуль - «натура наивная, бескорыстная, преданная, любящая и оттого постоянно гонимая» Призывая к совершенствованию человека и общества, подчеркивая значение высокой морали, любви и добра, Жорж Санд исходила из мысли, что счастье и несчастье человеческой жизни в значительной степени зависят от поведения самих людей. Если они узнают путь в «мир добра», они смогут одолеть любые препятствия, если же они признают основным законом жизни «закон зла», они еще на долгие века останутся только жертвами.
Данная страница нарушает авторские права? |