Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Политический режим, типология.
Понятие «политический режим» определяет характер и способы взаимоотнош-й власти, общ-ва и личности. Т.о., политический режим представляет собой совокупность способов осуществления политич. и гос. власти. Политич. режим образуется в политич. системе общ-ва под влиянием таких факторов, как цели и задачи, кот. ставят перед собой находящиеся у власти классы и политич. партии; степень остроты классовых и межнациональных противоречий; уровень политич. культуры и историч-х традиций, сложившихся в обществе. Не существует единого подхода к трактовке понятия «политический режим». Согласно первой трактовки оно отождествляется с категорией политической системы. Между тем термины «политич. система» и «политич. режим» характеризуют политич. жизнь с разных сторон. Политич. система выявляет характер связей с внешней средой, а «политич. режим» определяет средства и методы реализации обществ-х интересов. Согласно второй точки зрения содержание понятия «политический режим» ограничивается формой правления. Данная точка зрения утвердилась в конституционном праве, в кот. классификация политич. режимов основывается на различии законодательной и исполнительной функций гос-ва и выяснении их соотношения. На основе этого в конституционном праве выделяются след. режимы: режим слияния властей (президентская республика), режим сотрудничества (парламентская республика). Однако сосредоточение внимания на деят-ти правительственных структур не должно отражаться на учете влияния других политич. институтов в выражении групповых интересов, например партийной системы. Наиболее распространенным является представление о политич. режиме как определенном сочетании принципа легитимности, структуры институтов, партийной системы и формы гос-ва. 1. Принцип легитимности: эффективность воздействия власти на общество определяется не степенью принуждения, а уровнем легитимности режима. Убеждение в правомерности власти принимать решения, кот. граждане должны выполнять, складывается у людей в том случае, если эти реш-я соответствуют ценностям, разделяемым большинством. Как правило, такие ценности отвечают требованиям демократии. Для авторитарных и тоталитарных режимов проблема легитимности неактуальна. 2.Структура институтов. Воля большинства народа осущ-ся через систему политич. институтов. Самым важным элементом режима явл-ся гос-во. Способность гос-ва быть эффективнм во многом зависит от организации институтов законодат., исполнит. и судебной власти. В зависимости от того, как организована законодательная и исполнит. власть – на принципе четкого разделения властей, или наоборот, отсутствия строгого их разделения, - выделяются парламентские и президентские республики. 3. Партийные системы. В реализации обществ-х интересов гос-во взаимодействует с другими силами, кот. представляют потребности гражд. общ-ва. Среди них особое место имеют партии. Партийные системы определяют сущность политич. режимов. Вместе с тем понятие политич. режим совместно с понятиями форма правления и форма гос. устройства определяют характеристику формы гос-ва. В этом случае «политич. режим» используется как синоним «государственного режима», хотя очевидно, что первое понятие по своему содержанию гораздо шире второго, поскольку включает в себя методы и способы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны других субъектов политики – политических партий и движений, общественных объединений и т.п. Политич. режим определяется многими параметрами. Среди них важнейшими являются: гарантированность прав и свобод личности и их соотношение с правами государства; характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе; положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности гос. аппарата; положение политич. партий, движений, обществ-х объединений граждан в политич. системе; функционир-е системы соц-го представительства; политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т.д.); доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политич. власти; учет интересов меньшинства при принятии политич. решений; наличие механизмов политич. и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших. С учетом перечисленных выше критериев, современные политич. режимы можно подразделить на тоталитарные, авторитарные и демократические.
|