Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы правления. Форма правления в РБ.






Форма правления – это организация (структура) высших органов власти, порядок их образования и взаимодействия между собой и с населением.

Формы правления в значит. мере различаются в зависимости от того, осущ-ся ли власть одним лицом безответственно или она принадлежит гос. органам, ответственным перед народом, избираемым им. В первом случае это монархическая форма правления, во-втором – республиканская.

Монархия – такая форма правления, при кот. верховная гос. власть осущ-ся единолично и переходит от одного лица к другому, как правило, по наследству. Осн. свойства классич. монархической формы правления: пожизненное пользование властью главой гос-ва; занятие трона по наследству или по праву родства; представительство гос-ва монархом по своему усмотрению; юридическая безответственность монарха.

Республика – такая форма правления, при кот. верховная гос. власть осущ-ся выборными органами, избираемыми главным образом населением на определенный срок. Общие признаки этоф формы правления: выборность на определенный срок главы гос-ва и законодат. органов гос. власти; осущ-е гос. власти не по собственному праву, а по поручению народа; юридич. ответственность главы гос-ва в случаях, предусмотренных законом; обязательность реш-й верховной гос. власти для всех других гос. органов; преимущественная защита интересов граждан гос-ва.

Существуют различные виды монархий и республик. они в значительной степени зависят от типов гос-в, а также от условий их возникновения и функционирования.

Когда власть монарха не ограничена, форма правления называется абсолютной монархией. Для нее характерно политич. бесправие народа, отсутствие представительных учреждений, сосредоточение всей власти в руках монарха. В настоящее время сохраняются 8 абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. В некоторых из этих стран в последнее время делаются первые шаги по переходу к конституционной монархии, однако, пока эти реформы не изменили абсолютного характера монархий. Город-государство Ватикан является теократической монархией. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежит Папе, пожизненно избираемого коллегий кардиналов.

Если монарх не обладает всей полнотой власти, форма правления приобретает характер ограниченной монархии, кот. подразделяется на дуалистическую и парламентскую.

Характерной особенностью дуалистической монархии является формальное разделение гос. власти между монархом и парламентом. Исполнит. власть нах-ся вруках монарха, а законодательная – у парламента. Однако, парламент фактически подчиняется монарху, кот. обладает правом вето, на принимаемые парламентом решения

Монарх также обладает неограниченным правом на издание разл-х нормативных актов, подменяющих собой законы. В настоящее время подобная форма правления сущ-ет в Марокко, Иордании, Кувейте и некот. других странах.

Парламентская монархия. Статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осущ-я гос. власти, он выполняет представительную функцию, царствует, но не правит. Законодат. власть при этом полностью принадлежит парламенту, исполнительная - правительству. Парламентскую монархию нередко наз-ют конституционной. Пример: Англия, Испания, Дания, Япония и др.

Разновидностью ограниченной монархии явл-ся выборная мона рхия. Нпр., в Речи Посполитой ни король при жизни, ни сейм при жизни короля не имели право назначить ему наследника. Для избрания короля созывались три сейма. Поэтому король РП скорее напоминал пожизненного президента, чем монарха.

В некоторых случаях и современные гос-ва предусматривают выборы монарха на опред. срок. Нпр., в Малайзии.

Современные республики делятся на два вида: парламентские и президентские.

Парламентская республика (ФРГ, Италия, Эстония) хар-ся верховенством парламента в организации гос. жизни страны. Взаимоотношения законодат. и исполнит. власти строятся на принципе сотрудничества. Президент парламентской республики (если он имеется) явл-ся главой гос-ва, но исполнит. власть сосредоточена у правит-ва во главе с премьер-министром. Правительство формир-ся партией или коалицией партий, получивших большинство депутатских мест в парламенте, оно ответственно перед парламентом. Парламент явл-ся единственным законодат-ным институтом.

В президентской республике (США, Бразилия и др.) президент сосредотачивает в своих руках полномочия главы гос-ва и главы правит-ва. Он избирается прямым голосованием на определенное время. Правительство формир-ся президентом, но зачастую с согласия парламента и несет перед ним ответственность. В президентской республике управление строится на основе жесткого разделения властей: парламент принимает законы, президент управляет. Президент лишен права роспуска парламента, и наоборот, парламент в случае грубого нарушения им конституции или злоупотребления властью может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (импичмент). В президентской республике президент имеет право вето на законы, принятые парламентом, кот. м.б. преодолено повторным голосованием.

В реальной жизни суще-ют и смешанные (полупрезидентские республики). Для республик этого типа характерно отсутствие прямой юридич. связи м/ду президентом и правит-вом. В ряде гос-в всенародно избранный президент, будучи главой гос-ва, в формально-правовом смысле отделен от руководства исполнительной властью, кот. конституция страны возлагает на правит-во. В этом случае конституция м. устанавливать принцип доверия нижней палаты парламента по отнош-ю к формируемому президентом правительству.

Одним из признаков, присущих исключительно республикам этого типа, явл-ся закрепление в конституции возможность роспуска парламента по инициативе президента в случае возникновения непреодолимого конфликта м/ду органами исполнит. власти и парламентом (такое полномочие президента закреплено, например ст. 93 и 94 Конституции РБ)

Форма правления в РБ: смешанная республика.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал