Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технология антикризисного управления финансами.
Комплекс взаимосвязанных действий при антикризисном управлении финансами: 1. Нужны антикризисные управляющие, они должны, во-первых, понимать государственные интересы, во-вторых, иметь соответствующие возможности и условия для их проведения в жизнь: нормативные, финансовые, методологические. Поэтому полезно создать институт государственных управляющих, не являющихся частными предпринимателями, но имеющих иной статус. Предметом деятельности таких управляющих должны стать в первую очередь крупные и средние промышленные предприятия (более 500 человек), составляющие основу промышленного потенциала страны. 2. Подобный институт будет, безусловно, носить нерыночный характер, зато он будет эффективным, так как в нынешних условиях только жестким администрированием со стороны государства, поставленным в четкие рамки долгосрочных государственных интересов, можно противопоставить что-либо проявлениям «дикого рынка», неминуемым в нынешнем состоянии общественного сознания. Ожидания того, что рыночные механизмы быстро сформируют нужную систему отношений, уже не раз бывали обмануты. Следует организовать для государственных управляющих обучение другого качественного уровня по сравнению с тем, на котором находится действующая программа подготовки. При этом ни в коем случае нельзя ломать и сложившуюся сейчас систему подготовки «частных» антикризисных управляющих. 3. Несомненно, основное препятствие обучению и формированию института государственных управляющих – отсутствие финансирования. Однако реально на первых порах для обучения получить гранты или иное льготное финансирование из-за рубежа. Ведь речь идет не о таких уж больших в государственном масштабе суммах. В дальнейшем вся деятельность института государственных управляющих может финансироваться из специально созданного фонда. 4. Финансовой и методологической базой деятельности института государственных управляющих должен стать не раз, упоминавшийся в законодательстве специализированный фонд. Механизмы наполнения этого фонда могут быть как те, что апробированы мировой практикой, так и новые, нестандартные. Если рассматривать банкротство в качестве одного из способов привлечения инвестиций, логично предложить отчислять в этот фонд некоторую (2-3%) часть инвестиционных средств. Если речь идет об ускоренных процедурах банкротства, возможна и передача фонду части пакета акций вновь создаваемого АО и т.п. 5. Принятие решения о том, вводить внешнее управление или начинать конкурсное производство, предполагает наличие достаточно ясного представления о том, как можно вывести предприятие из кризиса, или о том, почему это невозможно. Данное заключение должно проверяться на обоснованность не судом, который в вопросах экономики мало что смыслит, и не собранием кредиторов, у которых могут быть свои собственные интересы, а специальной комиссией при специализированном фонде, составленной из опытных высококвалифицированных специалистов. Основной функцией такой контрольной комиссии будет анализ, оценка и утверждение бизнес-планов и антикризисных программ, разработанных управляющими. Для государственных управляющих процедура утверждения должна быть обязательной, для частных предпринимателей обязательным должен явиться лишь сам факт предоставления своей программы комиссии. Официальное заключение комиссии передается в суд и рассматривается им как один из аргументов при принятии решения. Также в некоторых случаях комиссии должно быть дано право настаивать на введении внешнего управления, т.е. она должна иметь право вето на решение о признании должника банкротом. 6. Вместе с тем следует понимать, что подключение контрольной комиссии к процессу подготовки решения суда о банкротстве может существенно затянуть этот процесс. Если, например, программа государственного управляющего не утверждена Контрольной комиссией, исчезает основа для принятия квалифицированного решения, а определенный в Законе 5-месячный срок поджимает. Поэтому полезно изменить статус наблюдения как одной из процедур банкротства. 7. В Законе следует подробнее описать процедуру созыва и проведения собраний кредиторов и принятия решений на них, при этом многое можно позаимствовать, например, из Закона «Об акционерных обществах». 8. Очень важно организовать общественное обсуждение института банкротства. Тот испуг, который вызывает слово «банкротство» среди рабочих, может стать серьезной помехой на пути реализации антикризисных мер. Необходимо донести до общественного сознания истинное назначение этого института, объяснить, что, в первую очередь, банкротства должны бояться те, кто необоснованно занимают руководящие кресла на предприятии.
|