Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экспедиция Слика-Джонсона.






В 1957 - 68 годах в Непале работали экспедиции, организованные на средства американского миллионера-нефтянника Тома Слика. Слик приг­ласил для участия в них зоолога Джонсона и участников экспедиции Р.Из­зарда - Дж. Рассела и П.Бирна. Экспедиции работали неподалёку от района работ экспедиции Р.Иззарда - в окрестностях Бамлинга и ледника Чаянг, расположенных на высотах от одной до трёх тысяч метров над уровнем мо­ря.

По прибытии в Бамлинг участники экспедиции встретили нескольких шерпов, которые проходили через селение, направляясь в торговый центр - селение Данкуте. Они постоянно пользуются этим маршрутом и рассказа­ли, что время от времени по пути они встречают йети, которые бывают двух видов: крупные, семи-восьми футов (2, 2 - 2, 4 метра) ростом, кото­рых здесь называют “чудовища верхнего Аруна" - они встречаются очень редко, и небольшие, ростом до пяти с половиной футов (160 - 170 см), которые встречаются достаточно часто;. они нередко бывают группами по четыре-пять особей. По их мнению, увидеть маленького йети совсем нес­ложно. За последние месяцы они (эти шерпы) несколько раз встречали их. Экспедиция разделилась на три группы и приступила к работе.

Одну из групп возглавил Рассел. Она обследовала долину Чаянг. Он пишет: «На четвёртый день пути, после того, как я покинул Бамлинг, на пути к Чаунркхарте, я пересёк цепочку следов маленького йети, остав­ленную им на снегу, приблизительно на высоте 2 - 2, 5 тысяч метров. Мы стали лагерем на несколько сотен футов выше этих следов и организовали наблюдение. Это оказалось очень трудно: сидеть и только непрерывно просматривать нижележащую местность, вместо того, чтобы идти вверх... Через несколько дней мы сделали “вылазку” и ещё десять дней бодрствовали возле водопада, около которого якобы часто видели “маленького йети”. За это время мы обнаружили только пару дикобразов и нескольких обезьян. Правда, однажды пришёл человек, якобы видевший “маленького йети” и ска­зал, что он приходит по ночам к реке охотиться за лягушками. Потом другой человек рассказал, что он недавно видел «маленького йети» ночью, когда тот охотился на лягушек. Рассел послал туда шерпу Да Темба, ко­торый всю ночь патрулировал с этим человеком вдоль реки в том месте. Сначала они ничего не видели, но уже на обратном пути, на рассвете за­метили на одном из камней свежий отпечаток ноги йети. Вскоре они уви­дели и самого “маленького йети”. Расстояние было около 10 ярдов (пример­но 10 метров). Увидев людей, йети сделал шаг в их сторону, после чего оба шерпа бросились бежать... На следующую ночь в этом месте дежурили Рассел и Да Темба, но тоже никого не увидели.

“Затем мы обнаружили, - пишет Рассел, - пятипалые следы на сне­гу, похожие на человеческие, и долго шли вдоль них. Заметив, где йети поскользнулся и скатился с крутого склона, мы нашли и собрали шерсть, зацепившуюся за шершавую кору рододендрона. Мы видели, где это сущест­во опиралось на руку или лапу, чтобы сохранить равновесие в мягком снегу, в то время как оно отдирало мох со ствола дерева...”.

Экспедиция обнаружила также следы крупного йети, длина которых была 13 дюймов (33 см), тогда как следы маленького йети не превышали 10 дюймов (25, 5 см). Последние были не только короче, но и шире длинных (?). “Другой отличи­тельной чертой этих следов, по сравнению с крупными, является U-образ­ное отведение большого пальца по отношению к другим. Эти следы имеют большое сходство с ископаемыми следами, найденными шесть лет назад в пещере близ Тоирано в Италии. Их считают следами неандертальского че­ловека, вымершего, по утверждению антропологов, 10 тысяч лет тому на­зад”.

Йети, которого видели Да-Темба и крестьянин, был ростом около 4-х футов и 6 дюймов (примерно 130 см). У него были сутулые плечи и сильно заострённая вверх голова, которая была как бы срезана от лба назад. Он был покрыт густой коричневато-серой шерстью. Его следы были примерно 4-х дюймов в длину (около 10 см). По мнению крестьянина, ко­торому были показаны фотографии человекообразных обезьян, йети больше всего похож на гориллу, только голова у него более заострённая. Вторая группа во главе с П.Бирном проводила стационарные наблюдения в долине Барун. По словам Бирна, по ночам к их палатке дважды подходил йети, но оба раза его не успевали увидеть при свете фонарей. Во втором случае утром были обнаружены его следы, длиной 25 сантиметров с отлично отпе­чатавшимся 1-м пальцем.

Была предпринята попытка сфотографировать йети и усыпить его выстрелом шприцом со снотворным, с помощью автоматики. Для этого под водопадом Чаянг, где, по словам шерпов, йети в это время года ловят лягушек, были установлены фотоаппарат и ружьё, которые приводились в действие хитроумной системой прочных тонких нитей. Задевание одной из них при­водило в действие спуск фотоаппарата и ружья. Наблюдатели при этом должны были находиться в укрытии. C вечера никто ничего не заметил, но уже ночью наблюдатели услышали на берегу речки чавканье какого-то жи­вотного. Очевидно почувствовав каким-то образом опасность, неведомое существо метнулось по крутому берегу, каким-то чудом миновав все нити, и скрылось в темноте. Наблюдатели успели заметить только мелькнувшее на фоне неба тёмное пятно. Больше испуганный любитель лягушек в этом месте не появлялся.

Одним из важных достижений экспедиции явилось разрешение П.Бирну сфотографировать засушенную кисть йети, хранящуюся в монастыре Пангбо­че, и даже взять немного её тканей для изучения. Проведенные впоследс­твии американскими специалистами исследования показали, что эта кисть не могла принадлежать человеку или любому из современных антропоидов (человекообразных обезьян).

 

Экспедиция Э.Хиллари, 1960 - 61 г.г.

Международная экспедиция, организованная первым покорителем Эве­реста австралийцем Эдмундом Хиллари, работала также в Гималаях

 

Гималаи: Макалу и Джомолунгма (справа)

 

Её ос­новной целью было изучение воздействия различных факторов высокогорья на организм человека, оценка эффективности акклиматизационных сдвигов и уточнение их пределов у человека. Серьёзное место в программе ра­бот этой экспедиции занимало и изучение на месте проблемы “снежного человека”. Здесь можно вспомнить, что Хиллари поднялся на вершину Эве­реста вместе с Норгеем Тенсингом - шерпом, отец и брат которого встре­чались с йети. Программой научных исследований экспедиции руководил англичанин Гриффит Пью - крупнейший специалист в области высокогорной медицины и физиологии человека. В подготовке экспедиции активное учас­тие принимал крупнейший приматолог Осман Хилл, член Королевского зоо­логического общества. В составе экспедиции работал также директор од­ного из зоопарков Чикаго - Марлин Перкинс.

“В задачу первого этапа ра­бот нашей экспедиции, - пишет её участник Десмонд Дойг в книге “На хо­лодных вершинах”, - входило доказать или опровергнуть существование йети. Для этого мы изучали все доступные нам легенды и рассказы о встречах с йети, останки и следы на снегу. Нам хотелось сфотографиро­вать йети с помощью телеобъективов и автоматических фотокамер, которые приводит в действие та или иная ловушка. Мы надеялись записать голос “снежного человека” - высокий свистящий звук, который, как говорят, слышали шерпы.

Хиллари всегда был против отлова йети, так как счи­тал, что “он не выживет в неволе. Я бы отпустил его поскорее после тщательного изучения. Вряд ли ему может понравиться в нашем цивилизо­ванным мире…” - сказал он однажды. Мы имели ружья и шприцы со снотвор­ным для того, чтобы его обездвижить, но для этого необходимо было оп­ределить допустимую дозу препарата на килограмм веса животного, что могли бы сделать специалисты, а специалистов по йети у нас не было. Так что оружие мы брали только на случай самозащиты. Тем более, что правительство Непала, в свою очередь, запрещает убивать йети.

Экспе­диция работала примерно в том же районе, что и обе предыдущие. Участ­ники экспедиции встречались со многими очевидцами, прошли сотни кило­метров по горным тропам и склонам, сфотографировали большое количество следов на снегу, часть из которых местные жители приписывали йети. Экспедиция так же добилась разрешения буддийских властей на исследова­ние одного из скальпов за рубежом и, в сопровождении одного из мона­хов, свозила его в Англию и США, где его изучали специалисты. Они поз­накомились также с засушенной кистью, хранящейся в монастыре Пангбоче. После исследований скальпа и кисти специалисты не нашли подтверждений того, что они принадлежат йети. Скальп они объявили подделкой, в кото­рой была использована шкура горной козы серау, кроме того, он очень старый, изготовлен примерно 300 лет назад. Высушенная кисть из Пангбо­че включает набор костей человека и обезьяны.

Сфотографированные участниками экспедиции следы, по мнению экспертов, могли образоваться на месте следов каких-нибудь небольших животных и под действием сол­нечных лучей приняли большие размеры. В качестве вероятных животных, которых тибетцы и шерпы принимают за йети и его разновидности, экспер­тами были предложены медведи и обезьяны: дзу-тех (дзу-ти) - большое лохматое коричневое животное, которое питается мясом и встречается на высотах около 4500 метров, это, скорее всего, разновидность крупного ры­жего медведя; мих-тхе (мих-ти) - дикое обезьяноподобное существо рыже­го или чёрного цвета, имеющее конусообразную форму головы и “выверну­тые назад ступни”, встречается на высотах около 4870 метров, оно ест людей; тхелма - почти наверняка обезьяна, скорее всего гиббон, живут они в густых лесах, ниже линии снегов. Единственный кандидат на роль “снежного человека” Гималаев, против которого не было достаточно вес­ких возражений, - это мих-тхе, чьи скальпы хранятся в буддийских мо­настырях. Но доказать это, как мы видели по скальпу из монастыря Панг­боче, не удалось.

В общем, вывод экспедиции Э.Хиллари в отношении йети отрицательный. Вот, что пишет сам Хиллари: “Надеюсь, что насчёт йети мы ошибаемся. За десять месяцев, проведенных нами в Непале, мы не ви­дели ни одного медведя. Мы вообще встречали очень мало животных, самое крупное из них - волк. Если даже медведи и снежные барсы старались не попадаться нам на глаза, то что же говорить о разумном антропоиде! Как уже было сказано, самые убедительные наши аргументы ничего не доказы­вают. Кому-то еще предстоит объяснить столь частые крики йети и про­должить поиски следов на снегу, которые могли принадлежать примату или большому медведю, а не были бы следами небольших животных на рыхлом снегу, слившимся под лучами жаркого солнца. Кому-то, наконец, придётся установить, кого же на самом деле видят шерпы и бутанцы, жители Сиккима и Северной Индии, принимая видение за йети”.

Кроме этих, наиболее масштабных экспедиций, в Непале работали экспедиции англичанина Норма­на Харди (1956 г.), французская геологоразведочная экспедиция профес­сора Борде (1956 г.), японская экспедиция профессора Т.Огава (1959 г.) и еще ряд небольших экспедиционных групп. Участники этих экспедиций выявили ещё какое-то количество сообщений очевидцев, сфотографировали новые следы, но самого загадочного гималайского гоминоида ни снять на киноплёнку, ни сфотографировать и даже хотя бы увидеть до сих пор ни­кому из участников этих экспедиций не удалось.

Оценивая приведенные выше ре­зультаты работ экспедиций Р.Иззарда и Э.Хиллари, следует отметить, что в них не хватало, очевидно, авторитетных специалистов по местной фауне, которые были бы способны точно определить могут, ли принадлежать следы, шерсть и кал, приписываемые йети, медведю, лангуру или, тем более, гиббону. Какому специалисту могла вообще прийти в голову бредовая мысль о том, что в горах, на высотах более 4 тысяч метров может обитать гиббон - эта длиннорукая обезьяна, живущая в кронах тропических деревьев, где она виртуозно перелетает на десять и более метров с дерева на дерево, совершенно беспомощная на земле?! Или откуда мог взяться в Гималаях огромный ры­жий медведь ростом более трёх метров? Кто-нибудь из уважаемых экспер­тов видел такого медведя или решили загадочного йети опровергать с по­мощью столь же загадочного “гигантского рыжего медведя”, чьё существова­ние ещё надо доказать?

Уж если что-то доказывать или опровергать, то только имея на руках достаточно надёжные факты, сопоставляя их друг с другом и рассматривая проблему в комплексе. Нельзя столь пренебрежительно относиться к рассказам ти­бетцев и шерпов - жителей Гималаев, предполагая, что они, живя всю жизнь там, не знают обитающих рядом с ними животных и не способны от­личить человекоподобного йети от лангура или медведя. Им, конечно, мнение европейских и американских специалистов совершенно безразлично, и они, безусловно, смеются над их квалифицированным невежеством.

К сожа­лению, подобное отношение специалистов характерно не только по отноше­нию к гималайским гоминоидам, но и ко всем другим. Дело в том, что, за малым исключением, представителей официальной науки, изучавших или хо­тя бы поверхностно познакомившихся с имеющейся информацией о реликто­вых гоминоидах, практически нет, но высказывать своё авторитетное мнение многие из них считают возможным, аргументируя его тезисом: “Этого не может быть потому, что не может быть”.
Самой плодотворной из гималайских экспедиций считается экспедиция Тома Слика (1957), собравшая больше улик, чем все остальные, вместе взятые. Она заставила исследователей взглянуть на проблему с научной точки зрения и поставила вопрос о существовании разных видов снежного человека в других районах земли. Как вскоре выяснилось, свидетельства о снежном человеке действительно имеются практически во всех уголках нашей планеты, и действительно многие из них подтверждают факт существования нескольких разновидностей или рас диких волосатых человекоподобных существ.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал