Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принятие правил работы в группе (а также создание традиций группы).
Предварительные разговоры очень важны. Фактически они являются формой заключения психологического контракта между участниками, группой и ведущим. В ожиданиях, о которых говорят участники, спрятана мера ответственности за то, что они собираются делать в настоящий момент. Это так же в скрытом виде проговаривание позиции, которую каждый для себя видит в отношении других членов группы. Например, кто-то может сказать, что много не ждет, хотел бы посмотреть на себя и, по возможности, включаться в происходящее на занятии. Ведущий может в своем парафразе переформулировать это в терминах ответственности: " То есть ты берешь на себя ответственность перерабатывать тот опыт, который будешь получать " здесь и теперь". Любая ответственность, пусть даже самая маленькая, но достаточно ясно сформулированная и принятая - благо для динамики группы и личностной динамики участника. Игра " Из пункта " А" в пункт " Б" (на знакомство) Цель ведущего: сделать определенное количество шагов, пройти расстояние. Цель группы - задержать его задаваемыми вопросами (расстояние определяется произвольно, например, от лавочки до лавочки). Ведущий будет стоять на месте до тех пор, пока группа будет задавать ему вопросы (любые, относительно его самого). Игра-разминка " А я еду, а я тоже, а я заяц…" Играющие садятся на стулья, образуя круг, в котором один стул пустой. Сидящий слева садится на него со словами: " А я еду", следующий - на его место: " А я тоже", третий: " А я - заяц", четвертый - " А я с …" (произносит имя присутствующего, который пересаживается на пустой стул). Игра возобновляется с того места, где стоит пустой стул. Данная игра закрепляет знание детьми имен друг друга и позволяет в игровой форме произвести разминку перед следующими упражнениями. Рефлексия " здесь и теперь". Объяснение понятия " рефлексия" с акцентом на первостепенность анализа сложившейся ситуации перед принятием решения и адекватными действиями. Отработка навыка рефлексии: осознание участниками происходящего в группе и с группой, описание своих чувств, переживаний, мыслей, возникших во время занятия. Главная особенность предлагаемых игр в том, что они вводят участников в " здесь и теперь", позволяют наработать реальные чувства, создать отношения между участниками в психологически безопасной форме. Упражнения дают опыт обратных связей в безоценочной форме. Они помогают снять некоторые барьеры в общении (телесные, эмоциональные, сексуальные) и немного раскрепоститься. Они дают опыт общения на нетрадиционных " языках" описания личностного и межличностного опыта - метафорический, язык чувств, язык тела. Это дает возможность каждому участнику проявиться, увидеть себя, других и сложившуюся ситуацию с несколько необычной точки зрения. Процедура как бы задает структуру занятий, выделяет две неотъемлемые части: · получение опыта " здесь и теперь"; · рефлексию этого опыта. Вместе с тем, за игровой легкостью участники начинают чувствовать нечто большее, поскольку обратные связи и рефлексия уже начинают задевать какие-то более глубокие стороны " Я". В качестве помощи в рефлексии группового процесса может быть использована техника " самооценки включенности" в групповой процесс. Ведущий ставит в центр круга стул и говорит: " Это у нас центр группы. Тот, кто чувствует себя включенным в то, что происходит в группе " здесь и теперь", может сесть или встать на этот стул. Кто-то может чувствовать себя несколько в стороне, кто-то вообще может находиться в углу комнаты и чувствовать себя полностью выключенным из этого круга. Давайте сейчас все вместе займем те места, на которых мы сами себя ощущаем. Может быть, придется потолкаться, но, в конце концов, наша " живая диаграмма" как-то успокоится, и мы сможем увидеть, какова наша группа". Иногда начинается свалка, борьба за место на стуле, кто-то занимает его, кто-то садится первому на коленки, поскольку тоже чувствует себя в самом центре. Иногда центр остается почти пустым. В любом случае - это ценнейший материал для обсуждения, рефлексии при переходе к следующему занятию.
|