Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Информирование участников об обратной связи и правилах ее подачи.
Установление психологического контакта с детьми определяет сам процесс взаимодействия, который чаще всего проявляется в общении. В процессе общения применяются различные виды техники и приемы разговора, основанные на использовании так называемой обратной связи. Под ней в общении понимается техника и приемы получения информации о партнере по общению, используемые собеседниками для коррекции собственного поведения в процессе общения. Обратная связь включает сознательный контроль коммуникативных действий, наблюдение за партнером и оценку его реакций, последующее изменение в соответствии с этим собственного поведения. Обратная связь предполагает умение видеть себя со стороны и правильно судить о том, как партнер воспринимает себя в общении. Малоопытные собеседники чаще всего забывают об обратной связи и не умеют ее использовать. Механизм обратной связи предполагает умение партнера соотносить свои реакции с оценками собственных действий и делать вывод о том, что явилось причиной определенной реакции собеседника на сказанные слова. В обратную связь также включены коррекции, которые вносит общающийся человек в собственное поведение в зависимости от того, как он воспринимает и оценивает действия партнера. Умение использовать обратную связь в общении является одним из важнейших моментов, входящих в процесс коммуникации и в структуру коммуникативных способностей человека. Упражнение " Ранжирование по признаку". Встать по росту, по цвету глаз, по улыбчивости (глубина ранжирования определяется фазой развития группы). Один из участников группы расставляет остальных по какому-то субъективному критерию, например, по степени открытости в группе, естественно, со своей точки зрения, как он видит эту открытость. Водящий выстраивает своих партнеров в шеренгу, и, пока не закончил, не говорит, какой из флангов означает максимальную, а какой - максимальную открытость. Это заставляет выстаиваемых нервничать, прокручивать в голове свои варианты видения группы по этому критерию и своего места среди этих людей. Все это водящий также должен предусмотреть Игра-разминка " Пип". Участники сидят на стульях (креслах) в кругу. Водящий с завязанными глазами находится в середине круга. Его раскручивают, чтобы он потерял ориентацию, и одновременно все меняются местами. Теперь он не знает, кто где сидит. Его задача - подойти к какому-нибудь месту в кругу, своими коленями нащупать колени сидящего, не прикасаясь руками, сесть на эти колени. Тот, на кого сели, должен не своим голосом сказать: " Пип! ". А водящий должен определить, у кого на коленях он сидит. Если он отгадал, то водить должен отгаданный. Ошибся - все начинается с начала. Понятно, что эта игра вызывает хихиканье, шутки, типа того, что мы занимаемся тренингом сензитивности того, на чем сидим. Особенное оживление возникает тогда, когда водящий юноша садится на колени девушке, когда ошибается, приняв мужские колени за женские и т.п. Эта игра уже на начальном этапе позволяет прорваться " сексуальной" и " телесной" тематике через конвенциональные барьеры. " Метафора на себя" Участникам предлагается дать какой-то развернутый образ, метафору, отражающую их " сущность", то как они себя понимают и чувствуют. Атмосфера группы способствует возможности говорить о подлинном внимании и интересе друг к другу, о готовности сопоставлять опыт другого с опытом своего " Я". Вот некоторые примеры: " Я вижу себя маленьким зверьком, забившимся в норку. У него нет шерсти, ему холодно. Он хочет выйти, но боится". " Привидение, которое не хочет творить зла. Но его бояться". (В.В. Петрусинский Игры - обучение, тренинг, досуг… / 188 с. упр. 3.1.5 Метафора.) Игра " Ассоциации". Один из участников выходит за дверь. Группа выбирает человека, которого должен вычислить водящий. В том числе можно загадать и его самого. Затем водящий входит и начинает задавать вопросы: " Если бы этот человек был литературным героем, то каким? ", " Если это погода, то какая? ", " Если это животное, то какое? ", " Если это цвет? ", " Если это дерево? ". Запах, время года, историческая эпоха, воинское звание, мебель - все, что угодно, можно использовать в вопросах. Водящий должен также выбирать, кому какой вопрос задавать, чтобы: как ему кажется, получить наиболее ценную информацию для выполнения задачи отгадывания. Игра обычно проходит легко и живо, но не только потому, что вызывает спортивный азарт: " отгадает - не отгадает". Очевидно, что она дает " загаданному" огромное количество обратных связей, то есть видений его участниками, которые они в этой игре выражают в метафорической форме. Игра обязательно обсуждается. Какие чувства вызвали те или иные ассоциации? Тебе кажется, что тебя здесь видят не таким, каков ты есть? Обязательно проговаривается общее отношение к игре, стимулируется любое высказывание, поощряется любая позиция: от " надо же! " до " ерунда какая! ". (В.В. Петрусинский Игры - обучение, тренинг, досуг… / 212 с. упр. 3.1.48 Угадывание по ассоциациям.)
|