Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чэмпэрэ-Хосуун






 

Однажды Чэмпэрэ-Хосуун пошел настораживать луки. Все свое оружие он оставил дома. В это время пришел другой витязь и во­шел в дом Чэмпэрэ, где оставалась его жена. (Имя этого витязя рассказчик слышал, но забыл). Витязь спрашивает у женщины: «Когда придет муж?». Та говорит: «Не знаю». Вслед за тем жен­щина, улучив момент, вынесла лук, стрелы и пальму мужа на двор и спрятала в снегу.

Чэмпэрэ, возвращаясь с охоты заметил спрятанное оружие и попятился назад. Он тотчас же сообразил, что в доме, должно быть, сидят какие-то витязи. Захватив свое оружие, он притаился в ближайшем лесу.

Когда стало смеркаться, женщина сказала витязю, что идет в лес по дрова. Витязь остался сидеть в юрте. Женщина пошла на то место, где спрятала оружие мужа. Не найдя их на месте, направилась с топором в лес. Муж окликнул ее и спросил кто пришел. Женщина отвечает: «Пришел один витязь и расспрашивает про тебя».

Чэмпэрэ, скрываясь за жену, вошел в сени и спрятался в углу, держа наготове свое копье. Жена прошла в юрту. Вечером она сварила пищу и накормила пришлого витязя. Затем на наре при­готовила ему постель. Витязь, прежде чем сходить на двор, стал тревожно озираться и говорит: «Я чую какой-то запах, слышу шорох!»

Женщина возразила ему: «Дом наш очень старый, наверное, завелися мыши, ты слышишь их шуршанье».

Витязь, приоткрыв двери юрты, стал озираться и одним стреми­тельным прыжком выбежал наружу. В этот самый момент Чэмпэрэ, наметив подмышку врага, кольнул пальмой. Копье прорезало спинные мышцы и становые жилы. Раненый витязь успел было выскочить на двор, но Чэмпэрэ, погнавшись следом, схватил его за косу и повалил наземь. Тут же убил, но противник перед смертью успел сказать: «Ты хотя и умертвил меня воровски, но не утешайся, думая, что я человек без родичей и сотоварищей. Твое злодеяние не останется без поисков и расследования».

Покончив с врагом, Чэмпэрэ остановился в раздумье и рас­суждает про себя: «Не поторопился ли я убивать его? Может быть, и впрямь у него имеются кровные родичи, которые будут доби­ваться отмщения. Однако, если бы не боязнь быть убитым самому, то я не стал бы опережать его».

Посоветовавшись с женой, он решил похоронить витязя. В те времена у урянхайцев было обыкновение — труп, завернув в кору дерева, прикреплять к лиственнице. Так и сделали.

С тех пор Чэмпэрэ не разлучался с оружием, остерегаясь нападения родственников убитого витязя. У последнего, действи­тельно, остались два брата. Они, не дождавшись брата, решили, что он убит Чэмпэрэ. Они хотели напасть на него, но побаи­вались, думая, что он большой витязь, имеющий воинов и сторо­жевой лабаз. Однажды, придя в отсутствие Чэмпэрэ, они осмотрели его местожительство. Возвратившись домой, они пригласили ша­мана и заставили совершить камлание, поручив ему подробно разузнать образ жизни Чэмпэрэ. Шаман сказал: «Чэмпэрэ человек одинокий, воинов у него нет. Хотя у него есть сын, но он еще не возмужал и не может владеть оружием. Ходит, играет. Чэмпэрэ человек без достатка и пропитывается охотой на диких оленей. Сказать подробно о судьбе его ребенка я не могу, так как его душа скрылась в тумане».

Получив эти сведения, два брата вооружились и пошли на Чэмпэрэ. Напали и убили. Его маленький сын успел выскочить из юрты и скрылся в лесу. Витязи не стали его преследовать и возвратились к себе, сказав: «Пусть он остается в живых и про­кармливает свою мать. Все равно он не осмелится идти на нас».

Убежавший парень возмужал, ему уже исполнилось 20 лет. В те времена среди предков современных устьянских якутов был один знаменитый шаман. Парень отправился к нему и попросил совершить над ним камлание и сделать его неуязвимым для ору­жия. Шаман исполнил его просьбу: заклинаниями закалил его тело так, что он не мог бы умереть от полученных ран, хотя бы даже в самое сердце. Но на его теле он оставил одно уязви­мое место, а именно, надколенную чашу, куда он внедрил его жизненную силу.

После этих приготовлений парень отправился к убийцам отца. Младший из братьев около своего жилища имел сторожевой лабаз. Парень, надеясь на свою неуязвимость, прямо вошел в жилище своих врагов. Последние напали на него с двух сторон с паль­мами, но парень успел одному из них отрубить голову, а другой выбежал на двор и скрылся. Парень, взяв себе в жены одну девушку, вернулся домой.

Убежавший брат, собрав девять витязей, однажды подкараулил парня на месте его промысла. Неожиданно напали на него, зарубили и изрезали. Раскрыв внутренности убитого, они вынули сердце и печень и, воткнув их на острие копья, принесли в его юрту. Все это передали жене и при этом сказали: «Так как ты связалась с человеком, имеющим такое тело и кровь, мы не возь­мем тебя с собой. Оставайся тут и живи. Однако, через три года мы еще понаведаемся».

Ушли. Однако, зарубленный парень был еще жив. По уходу сво­их противников, он поднялся и пришел домой. Позвали шамана и тот, совершив моление, вложил сердце и печень на место. Парень выздоровел и стал жить.

Прошли три года и настало время, когда ушедшие витязи обещали вернуться. Парень говорит жене: «Если придут, ты скажи им, что меня нет в живых».

Затем он внутри своей юрты приготовил из дров потайное место, куда сложил оружие, запас пищи и лег сам.

Вот приходят девять витязей. Женщина приняла их с почетом, сварила мясо дикого оленя. Мясо в котле она поставила посреди юрты и пригласила всех витязей сесть вокруг и кушать. Как только они уселись, парень, держа в одной руке копье и в другой пальму, выскочил из засады. И тут же всем девяти витязям отрубил головы.

Покончив с врагами, парень думает про себя: «Моя вражда с ними длится очень долго. Если у них дома еще остались живые родичи, то мне, наверное, не сдобровать. Надо идти по их следам и покончить со всеми прочими».

Решив так, он сел за еду. В это время маленький сын около ног отца играл с ножом в руках. Он как-то споткнулся и, падая, ударился о колено отца. Последний тут же умер.

Остались жить жена и сын.

Этот рассказ я слышал три года тому назад от якута Усть- Янского улуса Григория Шамаева.

 

IX. 3-й БУЛУНСКИЙ ВАРИАНТ

Шадрин Иван Петрович, 32 лет, якут 1-го Хатыгинского наслега

Жиганского улуса.

с. Булун. 11 апреля 1924 г.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал