![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Поддержка заглавия
Заглавие в пьесах Островского бывает, как правило, повторено в тексте кем-нибудь из действующих лиц, обычно либо в начале, либо в конце пьесы, иногда и в начале и в конце, в некоторых случаях — несколько раз на протяжении всей пьесы. Этот прием, разумеется, нельзя рассматривать как отличительную черту, присущую исключительно или главным образом драматургии Островского: такая манера поддерживать название пьесы репликой действующих лиц достаточно распространена и в русской и в мировой драматической литературе. Для нас важно, что Островский осуществляет этот принцип последовательно, активно и сознательно, как говорится, с заранее обдуманным намерением. Между тем даже такие серьезные исследователи поэтики Островского, как А. Белецкий и П. Марков, склонны приписывать пословичным заглавиям такую смысловую и композиционную нагрузку, которую эти заглавия явно не в состоянии выдержать. А. Белецкий в своем блестящем по форме критическом этюде «Мудрость пословицы» утверждал, что «большую часть своих произведений Островский обратил в лицевые картины к пословицам. Все мы помним заглавия его пьес... Философия Островского — философия пословицы». И далее: «Из пословицы вырастают сцены, драмы, комедии Островского. Конечно, не все до единой. В стороне остается «Снегурочка», исторические пьесы, не они одни. Но большая часть композиций Островского определяется пословицей». П. Марков в очень интересной работе «Морализм А. Н. Островского» приходит к выводу, что «заглавия-пословицы и поговорки находятся в полном соответствии с финалами пьес и со всей их конструкцией... Замечательны выбранные в качестве заглавий пьес пословицы: они не говорят о торжестве правды и добра, как не говорят об этом и пьесы Островского, и раскрывающийся в финалах их смысл и значение; я готов выдвинуть формулу вне моральности произведений Островского». Но действительно ли «философия Островского — философия пословицы»? Если это так, то придется согласиться и с формулой вне моральности» его пьес. Все дело в том, однако, что произведения Островского вовсе не дают основания ставить знак равенства между философией драматурга и философией пословицы; они вовсе не позволяют отождествлять позицию художника с моралью, заключенной в пословичном заглавии. В драматургии Островского традиция пословичного заглавия оживает, вызвав массу подражаний, но в его же драматургии эта традиция исчерпывает себя и умирает, чтобы уже больше не возрождаться. Отметим далее фактическую неточность утверждения, что «большую часть своих произведений Островский обратил в лицевые картины к пословицам» и что «большая часть композиций Островского определяется пословицей». Из сорока восьми пьес Островского только пятнадцать, то есть менее чем треть (а отнюдь не «большая часть»), озаглавлены пословицами. Конечно, пятнадцать пословичных заглавий в репертуаре одного драматурга это не так уже мало — во всяком случае, достаточно для того, чтобы говорить об известной приверженности Островского к заглавиям этого типа. Но вот на что следовало бы обратить внимание. Из пятнадцати пьес, озаглавленных пословицами, десять приходятся на ранний период творчества Островского (1847—1862), в последующие же годы (1863—1886) он только в пяти случаях обратился к пословичным заглавиям. Таким образом, за первые пятнадцать лет своей литературной деятельности Островский озаглавливает пословицами десять из девятнадцати своих пьес, а за следующие двадцать пять лет он дает пословичные заглавия лишь пяти пьесам из двадцати восьми. Следовательно, наш драматург, по мере созревания его таланта и эволюции его эстетических позиций, все реже и реже в поисках заглавия обращается к пословицам. Мы еще больше утвердимся в справедливости этого вывода, если посмотрим, какие именно свои пьесы Островский озаглавливает пословицами и в каком соотношении находится и них философия пословицы к философии пьесы. Первая пьеса Островского, получившая заглавие от пословицы «Свои люди — сочтемся», как мы знаем, называлась сперва «Несостоятельный должник», затем — «Банкрот»; это значит, что замысел пьесы не был изначально и органично связан с пословицей. Комедия эта не только не вырастает из пословицы, но даже и не соответствует пословице по своей мысли; более того, философия комедии опровергает философию пословицы, послужившей ей заглавием. В самом деле, пословица: «свои люди — сочтемся», возникла на почве патриархальных семейно-имущественных отношений; она делит мир на «своих» и «чужих»; с «чужими» надо держать ухо востро, доверять им нельзя, расчеты с ними следует вести по всей форме; другое дело — «свои»; со «своими» всегда можно счесться, «свои» не обманут. Одним словом: «свои люди — сочтемся». Комедия же Островского, напротив, рисует распад патриархальных связей и обусловленных ими имущественных отношений. Дочь грабит отца, зять грабит тестя. «Свои» грабят «своих». Философия комедии отменяет философию пословицы. Заглавие помогает, затем, организовать и направить по определенному руслу внимание читателя или зрителя, особенно в тех случаях, когда оно поддержано в тексте пьесы. Если, скажем, пьеса озаглавлена «Красавец-мужчина», то читатель или зритель особенно внимательно будет прислушиваться к тому, что говорится в пьесе о красавцах вообще и о красавце Окоемове в частности. К заглавию, наконец, читатель и зритель вновь мысленно возвращаются, когда пьеса дочитана или когда спектакль досмотрен; в сопоставлении со всей системой художественных образов заглавие может помочь в уяснении позиции драматурга. Но только — в сопоставлении. Следовательно, мы можем рассматривать заглавие лишь как подсобное, вспомогательное, отнюдь не главное для драматурга средство выразить свою позицию. Позиция драматурга в первую очередь и главным образом раскрывается в характерах действующих лиц и в тех обстоятельствах, в которых эти характеры формируются и обнаруживаются.
|