![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Действующие лица. Вслед за заглавием пьесы следует перечень действующих лиц
Вслед за заглавием пьесы следует перечень действующих лиц. Отбор действующих лиц —одна из важнейших идейно-художественных акций драматурга. В жизни, как известно, любой человек связан бесчисленными нитями со множеством других людей, каждый из которых, в свою очередь, вступает во взаимные отношения с большим или меньшим кругом лиц, которые точно так же имеют свой крут родственников, знакомых, сослуживцев, соседей, земляков в т. д. и т. п. Перед драматургом, следовательно, стоит задача отобрать из бесчисленных нитей, связующих между собой людей как общественных индивидуумов, такие, которые были бы необходимы для наиболее целесообразной организации драматического действия. При этом можно идти двумя путями: либо от событий — к характерам, либо от характеров к событиям. Каким же путем шел Островский? Послушаем свидетельства современников Островского и собственные признания драматурга. «Драматург, — вспоминает Д. Аверкиев слова Александра Николаевича, — не изобретает сюжетов — все наши сюжеты заимствованные. Их дает жизнь, история, рассказ знакомого, порою газетная заметка. У меня, по крайней мере, все сюжеты заимствованные. Что случилось, драматург не должен придумывать, его дело показать, как оно случилось или могло случиться. Тут вся его работа. При обращении внимания на эту сторону у него явятся живые люди и сами заговорят». Достоверность воспоминаний Аверкиева подтверждается почти текстуальной близостью приписываемого драматургу высказывания со следующим замечанием Островского в его объяснительной записке «К проекту правил о премиях дирекции императорских театров за драматические произведения»: «Драматический писатель меньше всего сочинитель; он не сочиняет, что было — это дает жизнь, история, легенда; его главное дело — показать, на основании каких психологических данных совершилось какое-нибудь событие и почему именно так, а не иначе». Таким образом, Островский, как видим, шел от событий к характерам: дело драматурга показать, как случилось, на основании каких психологических данных совершилось событие; при этом у него явятся живые люди и сами заговорят. Но продолжим выписку из «Дневника писателя» Аверкиева, и мы прочитаем, что Александр Николаевич «упоминал о случае, когда перед драматургом является живое лицо, создается характер, ради выяснения которого он ставит действующего в различные положения». Об этом свидетельствует в своих воспоминаниях другой современник драматурга — С. Максимом: «Плана, предназначенного, законченного, Александр Николаевич не записывал, полагаясь на свою необыкновенную память. Он подчинялся тому влечению творческого духа, когда завязка и развязка были на втором плане, а фабула зависела уже от характера задуманных и выполненных действующих лиц». Сам Островский писал М. Погодину по поводу своей пьесы «Неожиданный случай»: «Я хотел показать только все отношения, вытекающие из характеров двух лиц, изображенных мною...». Островский, следовательно, шел от характеров к событиям: перед драматургом является живое лицо, создается характер, ради выяснения которого он ставит действующего в различные положения; фабула зависит от характера задуманных и выполненных действующих лиц; драматург показывает только отношения, вытекающие из характеров изображенных им лиц. Противоречие? Никакого. Просто иногда Островский шел одним путем, а иногда — другим. Аверкиев считал, что эти два пути «соответствуют аристотелевскому, делению драм на такие, где преобладает действие, и такие, где главное внимание обращено на изображение характера». Но причем здесь преобладание? Ведь Островский говорит не о результате, а о творческом процессе. С чего бы ни начинал драматург, он стремится к гармоническому единству характера и действия. Иногда Островский шел от событий к характерам, иногда — от характеров к событиям. Но всегда — от жизни. И всегда — к наиболее целесообразной организации единого драматического действия.
|