![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обратимся для иллюстрации этой мысли к комедии «Не в свои сани не садись».
«В этой комедии, — писал Чернышевский, — ясно и резко было сказано: полуобразованность хуже невежества, но не прибавлено, что лучше и той и другого истинная образованность». Для выражения этой идеи («полуобразованность хуже невежества») Островский противопоставляет в своей комедии Вихорева и Бородкина. Теперь представим себе на минуту среди действующих лиц хотя бы Мелузова. Уже одно это сразу изменило бы идейное звучание комедии: зритель неизбежно пришел бы к выводу, что «лучше и той и другого истинная образованность». Ваня Бородкмп, который безусловно выигрывает рядом с бессердечным проходимцем Вихоревым, столь же безусловно померк бы рядом с Петей Мелузовым. А это не входило в расчеты драматурга, который в пору написания «Саней» склонен был идеализировать патриархальную простоту неиспорченных ложной цивилизацией исконных купеческих обычаев и нравов. Ибо Русаков и Бородкшг, как справедливо отмечал И. И. Панаев, «кажутся только героями в столкновении с таким лицом, каков г. Вихорев». Если мы внимательнее присмотримся к составу действующих лиц каждой из пьес Островского, то убедимся в том, что драматург создает лишь видимость «свободного доступа» персонажей в свои пь есы. На самом же деле пьесы Островского, производящие обычно впечатление многолюдных, населены весьма и весь ма экономно. Из написанных Островским сорока семи пьес в двадцати шести драматург обходится минимальным числом действующих лиц — от 4 до 12. Только в восьми пьесах Островскому понадобилось более 20 действующих лиц, причем в числе этих восьми пьес — четыре исторические хроники и одна сказка. Остальные три — «Бедная невеста», «Шутники» и «Последняя жертва». Стоит, между прочим, отметить, что во всех этих трех случаях список действующих лиц вырос за счет массовых сцен — по одной в каждой пьесе. Немногочисленность действующих лиц в большинстве пьес Островского станет особенно очевидной, если мы вспомним, для сравнения, что в «Горе от ума» Грибоедова — 28 действующих лиц, в «Ревизоре» Гоголя — 27, в «Живом трупе» Толстого — 40, в «Достигаове» Горького — 33. (Надо ли добавлять, что круг действующих лиц в каждом случае зависит от замысла драматурга и обилие действующих лиц само по себе никоим образом не свидетельствует о недостатке художественного мастерства.) Черновики, планы и наброски Островского почти не сохранили следов первого этапа организации драматического действия — определения круга действующих лиц. «Как правило, — справедливо отмечает С. Н. Дурылин, — он приступает к писанию пьесы уже с твердо установившимся списком действующих лиц; список этот чрезвычайно редко пополняется в процессе работы, чаще он сокращается». Сокращения эти для нас особенно поучительны: они показывают, что драматург стремился избавиться от персонажей, которые не являются необходимыми для воплощения идеи в едином драматическом действии. Так, например, в первоначальном перечне действующих лиц комедии «Бедность не порок» значилась мать Мити — «Устинья Наумовна, бедная вдова», которая впоследствии только упоминалась в пьесе 2. В числе действующих лиц первой черновой редакции «Бесприданницы» была жена Кнурова «Зоя Петровна» (в окончательном тексте пьесы осталось только упоминание о том, что Мокий Парменыч женат), была «Паратова, богатая барыня, старуха», очевидно, мать Сергея Сергеевича Паратова 3. Все эти действующие лица действительно оказались л и ш н и м и — и драматург от них отказался. Даже в тех случаях, когда черновики драматурга не сохранили следов строгого отбора действующих лиц, мы можем — правда, предположительно — говорить о персонажах, которые могли бы войти, но не пошли в число действующих лиц, ибо были признаны автором излишними. Островский, надо полагать, раздумывал над тем, выводить или нет на сцену благородного жениха, которого «выкопала» для Липочки Устинья Наумовна. Мы знаем, со слов свахи, что он «благородного происхождения и значительный человек», что у него «и крестьяне есть, и ор-ген на шее». Редкий драматург удержался бы от того, чтобы написать сцену Липочки с женихом из благородных. Островский — удержался. В «Грозе» упоминается о детях Дикого, в «Шутниках»— о сыновья Крюкова, в «Не все коту масленица» — о двух сыновьях Ахова. Но в списках действующих лиц мы их не найдем. Драматург обошелся без них. Н. Кашин, сравнивая в свою «Этюдах об А. Н. Островском» «Доходное место» с «Ябедой» Капниста, написанной на сходную тему, обращает внимание на то, насколько экономен Островский в отборе действующих лиц. Но нельзя не обратить внимание и на другую сторону дела. Островский, группируя действующих лиц, обычно сознательно и последовательно, всеми имеющимися в распоряжении драматурга средствами, выдвигает главных действующих лиц на первый план и столь же сознательно и последовательно уводит остальных на второй или даже на третий план. Почувствовав, очевидно, что дело здесь вовсе не в том, что драматург «мало заботился о прочих лицах пьесы», критик добавляет: «Но, может быть, эта не совсем резкая растушевка фона и усиливала впечатление главной фигуры, оттеняя ее перед зрителем». Там, где критик «Русской сцены» пишет неуверенно: «может быть», мы можем с полной уверенностью утверждать: «несомненно». Несомненно, что впечатление главной фигуры усиливается не совсем резкой растушевкой фона. Несомненно, что Островский сознательно прибегал к этому композиционному приему, — и чем больший драматургический опыт он накапливал, тем последовательнее он этот прием осуществлял в своих произведениях. что пьеса эта грешит «раздвоением интереса между Присей и Христей». «Все это, — уточняет тут же драматург, — представляется так с особой, драматической точки зрения; как рассказ Ваша вещь прекрасна». Не противоречит ли, однако, Островский своей собственной художественной практике? Ведь его самого, как известно, критика но раз упрекала в раздвоении интереса и в отсутствии должного единства действия. Так, например, такой вдумчивый и в общем благожелательный критик, как Е. Утин, утверждал в своей рецензии на «Горячее сердце»: «Мы не знаем, что следует считать главным сюжетом комедии: отношения ли Параши к Васе, отношения ли Матрены к Наркису, кто тут занимает главную роль, кто является на второстепенном плане, все тут перемешано, перепутано, сцены все скучены, ивы с трудом отыскиваете ту нить, которая связывает между собою все выведенные лица и все намеченные сцены. Даже в тех своих пьесах, в которых несколько сюжетных линий развиваются параллельно или же переплетаются, драматург не оставляет нас в недоумении по поводу того, какую из этих линий считать основной, а какую — вспомогательной. Следовательно, и в таких пьесах можно выделить главных персонажей. Раздвоение интереса Островский считал прегрешением против самых основ драматической формы. Если современная Островскому критика упрекала драматурга в пренебрежении к закону единства действия, то лишь потому, что слишком узко и догматически истолковывала этот закон. Островский же понимал единство действия широко, по Белинскому, «в смысле единства основной идеи». Но как бы широко ни толковал драматург единство действия, в интересах единства основной идеи он из нескольких сюжетных линий всегда одну делает главенствующей, а остальные — вспомогательными. Конечно, вести одновременно несколько сюжетных линий — задача сложная, требующая большого искусства. «Я допускаю, — писал Дидро в своем трактате «О драматической поэзии», — какие угодно усложнения при условии, что действие остается единым. Почти невозможно провести две интриги так, чтобы одна не интересовала нас за счет другой» '. В большинстве случаев Островский блестяще справляется с трудностями построения сложного сюжета. Но не всегда. В «Доходном месте» история взаимных отношений супругов Вышневских так и не сливается с основным действием пьесы. В дружеском письме к драматургу А. Писемский резонно отмечал, что «самая картина исполнена и жизни, и тонких типов, и, наконец, нравственной глубины, но все это вставлено в рамку, т. е. в 1-е и 5-е действия, совершенно мозговую, сделанную, а не созданную и потому именно, что в них играют роли пара Вышневских — оба эти лица по грамматичности их изложения совершенные гробы, но это бы еще ничего: не создашь всех лиц, другие можно и попридумать, но дело в том, что они очень много говорят, их надобно сократить; пусть они только самой необходимой стороной касаются комедии...». Мы упомянули об этом композиционном недостатке «Доходного места» потому, что и промахи большого мастера бывают поучительны. К тому же, «Доходное место» — одна из первых больших пьес Островского; не мудрено, что он не вполне справился в ней со вставшей перед ним сложной композиционной задачей. Подчеркнем, однако, что даже и в этом случае, когда две сюжетные линии почти не соприкасаются, мы без колебания определим, какая из них главная, а какая — второстепенная, или, пользуясь выражением Писемского, где — «картина», а где — «рамка».
|