Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Киевская Русь в IХ – ХII вв.






План

1. Возникновение государственности у восточных славян

2. Принятие христианства.

3. Культура Киевской Руси.

В IX – первой половине XII в. происходит процесс складывания Древнерусского государства. Предпосылки: неравенство, необходимость борьбы с внешними врагами, складывание межплеменных союзов во главе с князем. По характеру общественного строя Древняя Русь – раннефеодальное государство.

Центрами объединения славянских племен в еди­ное государство становятся города Киев и Новгород Ве­ликий. Источник знаний – «Повесть временных лет», созданная монахом Нестором в начале XII в. По ее легенде в 862 г. на Русь был приглашен править варяжский князь Рюрик, ставший основателем динас­тии Рюриковичей.

В XVIII в. возникла норманнская теория о проис­хождении Древнерусского государства. Ее авторами стали немецкие ученые Миллер и Байер. Против этой теории выступал М.В. Ломоносов. Спор по вопросу о происхождении Русского государства между истори­ками продолжается до настоящего времени.

Князь Олег (879-912) захватил Киев в 882 г. и объ­единил территорию восточных славян, создав своеоб­разную федерацию племенных княжений. В 907 и 911 гг. он совершил походы на Византию и заключил с ней выгодные торговые договоры.

При сыне Рюрика князе Игоре (912-945) Русь рас­ширилась, но в 945 г. во время сбора дани – полюдья – Игорь был убит древлянами. Власть перешла к его же­не Ольге. Она отомстила за гибель мужа, установила по­рядок сбора дани – «уроки» и «погосты», приняла крещение.

Святослав (962-972) присоединил земли вятичей по Оке, разбил волжских булгар и Хазарию, ходил в по­ход на Балканский полуостров. В 972 г. был убит пече­негами.

2. Принятие христианства.

После борьбы за власть на киевский престол взошел князь Владимир Святос­лавич, впоследствии получивший прозвание Святой. В годы его правления (980-1015) была создана оборо­нительная система юго-восточных границ Руси от пе­ченегов (засеки и сторожевые башни). В 988 г. Русь приняла крещение по византийскому образцу. Нача­лось строительство церквей, открывались церковные школы. Политика Владимира Святого способствовала развитию государственности и культуры Руси, росту ее международного авторитета.

Ярослав Мудрый (1019–1054) победил в междо­усобице Святополка Окаянного, убившего братьев Бо­риса и Глеба. Под его руководством были окончатель­но разбиты печенеги, возведены Софийские соборы в Киеве и Новгороде, открылись школы и библиотека. В его время основан Киево-Печерский монастырь, на­чалось летописание и составление письменного свода законов Русская Правда. Династическими браками были укреплены связи с европейскими странами. В 1072 г. при сыновьях и внуках Ярослава «Русская Правда» приняла окончательный вид, закрепив соци­альное неравенство и отменив обычай кровной мести.

Владимир Мономах (1113-1125) выступил в 1097 г. (княжил тогда в Переяславле) с инициативой созыва съезда князей в г. Любече. Его участники – внуки и правнуки Ярослава Мудрого – постановили: «Каждый да держит отчину свою». В 1113 г. был при­глашен на киевский престол, на время восстановил ос­лабевшую власть великого князя, усмирил половцев. Был просвещенным правителем, автором «Поучения детям». В 1132 г. при сыновьях и внуках Владимира Мономаха Русь окончательно распалась на отдельные княжества.

Категории населения. Появляются феодальные владения. Первыми феодалами на Руси стали князья. Князья жаловали земельные владения (вотчины) сво­им дружинникам, церкви. Князь опирался на дружи­ну: «старшую» – бояр и «младшую». Основное населе­ние – свободные общинники, люди; земледельческая община – вервь; зависимое население — рабы (холопы или челядь), рядовичи и закупы; зависимые от кня­зя – смерды.

3. Культура Киевской Руси.

Письменность у восточных славян зародилась до принятия христианства. Славянскую азбуку создали Кирилл и Мефодий. Первые книги были рукописными, украша­лись миниатюрами. Для деловой переписки и писем использовали бересту. Летописание у восточных славян существовало с древнейших времен (древ­нейшая «Повесть временных лет»). Литература: жития («Чтение о житии и погублении кн. Бориса и Глеба»), слово – по­учение, речь – («Слово о Законе и Благодати» Илариона), хожения – хождения – («Хождение игумена Данила»). Зодчество: деревянное (избы, терема, кре­пости), каменное (Десятинная церковь в Киеве, хра­мы). Изобразительное искусство: стены соборов рас­писывали фресками (картины, написанные водяными красками по сырой штукатурке), мозаикой. Художе­ственное ремесло: ювелирное (техника зернь, скань, эмаль), производство оружия.

Вопросы для самостоятельной подготовки

1.Версии происхождения государства у восточных славян.

2.Норманская и антинорманистская теории.

Литература


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал