Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Председатель Республиканского общества






ветеранов Азербайджана Балаоглан Рустамов отмечает:

«Сто сорок три азербайджанца стали Героями Советского Союза,

среди них немало и дважды Героев» [306] .

 

Аморфное словоупотребление «немало» – типично азербайджанское, в том смысле, что если детальное представление того или иного вопроса «не соответствует национальным интересам», оно лишается всякой конкретики. Дело в том, что «азербайджанских дважды Героев» было лишь трое: армяне Нельсон Степанян и Ованнес (Иван) Баграмян, а также уроженец талышского Ленкорана Ази Асланов (одни исследователи считают его талышем, другие – «азербайджанцем»; загвоздка здесь в том, что в списках Всесоюзной переписи 1939г. отсутствовали «талыши», «удины», «таты», «евреи горские»…, посему их представители искусственно подгонялись под графу «азербайджанец»).

При рассмотрении темы «Азербайджанская ССР в годы Великой Отечественной войны» всегда необходимо помнить, что такие словосочетания, как «герои-азербайджанцы» или «600 тысяч азербайджанцев – участников войны», не связаны с национальной принадлежностью, они не носят этнической нагрузки; достаточно сказать, что из порядка 125 «азербайджанских героев» более 80 не представляли титульную нацию (из общего числа Героев СССР – выходцев из Азербайджанской ССР около 65% приходилось на долю армян, русских, евреев, кавказских и иранских народов, но никак не «современных азербайджанцев»). Нет стремления «распределять победу по национальным квартирам», но нельзя не указать на выборочный (спекулятивный) характер использования понятия «азербайджанец» при представлении «вклада народов в общее дело». В зависимости от «текущих приоритетов» одно и то же понятие трактуется в диаметрально противоположном русле, что является откровенным надругательством над историей.

Традиция «азербайджанизации» героев исключительно по фактору биографической связи последних с территорией (ставшей) Азербайджанской ССР зародилась в тридцатые годы, но именно в период Великой Отечественной войны достигла максимальных масштабов тиражирования и внедрения в массовое сознание. Это обусловливалось наличием острого дефицита у новой нации «своих героев», призванных служить примером бескомпромиссной борьбы против иноземных поработителей и вдохновлять народ на подвиги.

Собственно, в годы войны советские политтехнологи и придумали «национального героя» мятежника Бабека – «свободолюбивого предводителя азербайджанского народа» (на самом деле – перса, главаря антирелигиозного восстания, о котором писали и персидские, и армянские, и арабские авторы). В случае надобности (точнее – ненадобности) советская историография не обременяла себя детализацией нюансов (например, могла «и не заметить», что период жизни этого мятежника на целых два столетия предвосхитил первое появление в регионе тюркских племенных союзов). Куда важнее было внедрить в моделируемое массовое сознание идею консолидации, особенно на базе каких-то героических страниц из прошлого.

Подобная тенденция «приватизации героев» – код для понимания азербайджанского толкования истории вообще и истории «национальных героев» в частности. В соответствии с этим принципом «азербайджанскими героями» в Великой Отечественной войне выступают и армяне – маршалы, адмиралы, генералы, полковники, майоры, капитаны, лейтенанты, старшины, сержанты, рядовые – уроженцы Азербайджанской ССР (список весьма солидный, перечислим некоторые имена: дважды Герои Советского Союза Иван Баграмян и Нельсон Степанян, Герои Советского Союза Амазасп Бабаджанян, Иван Исаков, Андраник Казарян, Михаил Парсегов, Григор Багян, Темик Автандилян, Армен Айриян, Саркис Мартиросян, Грант Авакян, Газарос Авакян, Сурен Петросян, Арам Сафарян, Гурген Айрапетян, Рафаэл Каприелян, Эдуард Ананян, Рубен Багирян, Гарегин Балаян, Ерем Даниелянц, Сурен Каспарян, Ашот Каспаров, Владимир Яврумов, Исаак Манасян).

В этой связи важно учитывать, что представление «азербайджанского героизма» в форме неодушевленной и безликой статистики («600 тысяч воевавших», «сто тридцать Героев», «немало и дважды Героев» и т.д.) как раз и продиктовано тем обстоятельством, что перечисление многих фамилий не может не резать слух, т.е. не может не вступать в принципиальное противоречие с «логикой присвоения». Принцип этот тиражируется и поныне, причем многие и не догадываются о степени искаженности озвучиваемых клише. Так, в 2010г. во время празднования 65-летия Победы председатель Государственной Думы РФ, один из лидеров правящей партии «Единая Россия» Борис Грызлов подчеркнул: «681 000 азербайджанцев воевали в составе армии Советского Союза < …> 124 человека стали Героями Советского Союза. Эти цифры говорят о весомом вкладе Азербайджана в нашу общую победу»[307].

Именно синтез сухой статистики и горючей нефти спровоцировал «взрывной эффект азербайджанской героики». Значение топливных производств в годы войны никем, конечно, оспариваться не может. Как и неоспоримо то, что само понятие «бакинцы» (как и «бакинская нефть») – сложное, неоднородное образование, включающее очень много разных «компонентов». Достаточно отметить, что к началу войны, по данным Всесоюзной переписи 1939г., общая численность городского населения Азербайджана (подавляющее большинство концентрировалось в Баку) составляла 1 156 798 человек, из которых более половины приходилось только на долю русских и армян (584 191).

Собственно «азербайджанское» городское население составляло тогда менее 37% (424 404), причем всегда необходимо помнить, что под данную графу, в соответствии с политикой укрупнения социалистических наций, были подогнаны десятки тысяч представителей иранских и кавказских народов. Тем не менее «герои-азербайджанцы», «нефтедобытчики-бакинцы», равно как и другие подобные термины, в этой республике давно «национализированы». Как и «национализирован» вклад народов Азербайджана в общую победу.

Вот что, например, говорит заместитель директора Музея гражданской авиации Франгиз Гусейнова: «Ни для кого не секрет, что из-за пристрастной политики советского руководства Азербайджан не получил достойной оценки за вклад в победу над фашизмом. Поэтому тем, кто впервые приедет в нашу столицу для участия в представительном международном мероприятии, надо наглядно показать, что именно мы являемся настоящими наследниками Великой Победы»[308].

Отметим, что в соответствии с программой мероприятий правительства Азербайджана в октябре 2009г. в Баку проводилась акция под названием «Мы – наследники Великой Победы». Любопытно, что в целях проведения мероприятия на самом высоком уровне всем республиканским министерствам, организациям и предприятиям, учреждениям культуры и образования были разосланы документы «рекомендательного характера».

Тюркский народ Азербайджана трудился в советском тылу точно так же, как и все другие народы (даже с учетом едва ли не коллаборационистской политики руководства республики на иранском векторе). Однако современное азербайджанское поколение придерживается совершенно иной точки зрения, оно осуждает советское правительство за то, что Баку не удостоился звания «города-героя», и закрывает глаза на то, что именно советское правительство сконструировало саму нацию, наделило ее «своими героями» и даже позволило тиражировать столь безликую статистику, прекрасно осознавая ее изначально извращенный характер.

Азербайджанский писатель Юсиф Керимов цинично пишет: «Потери, понесенные азербайджанским народом во Второй мировой войне < …> освещаются в истории односторонне. Ради победы мы отдавали не только свои жизни: мы отрывали от своих детей кусок хлеба, отдавали победе драгоценности из старинных сундуков, украшения наших матерей, жен, сестер, до последнего грамма черное и белое “золото”, шерсть из тюфяков, теплую одежду. А что получили взамен? Каким орденом наградили Баку советские руководители, одержавшие победу над Германией, переломавшие хребет фашизму с помощью бакинской нефти? В общем… Не хотелось бы в “жалобных” тонах обращаться к теме, смысл которой намного превосходит содержание»[309].

Есть еще один важный момент. Безликая статистика искажает показатель участия представителей «титульной нации» в Великой Отечественной войне. Если в случае с тюркским населением республики средний мобилизационный показатель никогда не представлялся двузначным, то в армянском случае он составлял в среднем более 20%. Несмотря на то что процесс имплементировался руководством республики в контекст священного долга каждого советского человека сражаться против фашистской агрессии, представители «титульной нации» не подвергались этой чудовищной динамике призывов.

В частности, из прилегающих к Нагорно-Карабахской Автономной Области (НКАО) армянонаселенных районов Северного Арцаха на фронт ушли более 44 000 армян (процент мобилизации составил 32% от общего числа населения). Из самой НКАО в войне участвовали более 45 000 армян (33% от общей численности армянского населения области). Таким образом, только из западных районов Азербайджанской ССР на поля сражений отправились около 90 000 армян (не вернулись около 40 000), из которых более тридцати человек стали Героями Советского Союза. Но ведь на фронтах воевали также десятки тысяч армян (и не только армян) из северо-западных, центральных и восточных районов Азербайджанской ССР (однако все это преподносилось и преподносится в ракурсе «азербайджанского участия» в войне).

Показательно мнение Сталина о том, что ошибкой германского штаба было чрезмерное стремление мобилизовать как можно большее количество населения. Еще при анализе итогов Первой мировой войны он критиковал германский генералитет за мобилизацию и отправку на фронт более 19% населения страны. С его точки зрения, немцы переусердствовали также и в последней войне. В частности, генерал армии Сергей Штеменко вспоминал в своих мемуарах: «А теперь, – продолжал Сталин, – давайте подсчитаем, как обстояло дело у Гитлера, имевшего с потерями более чем 13-миллионную армию при численности населения в 80 миллионов человек. Подсчитали. Оказалось – больше 16 процентов. – Такой высокий процент мобилизации – это или незнание объективных закономерностей ведения войны, или авантюризм. Скорее, последнее, – заключил Сталин. – Опыт истории, общие законы ведения войны учат, что ни одно государство не выдержит столь большого напряжения: некому будет работать на заводах и фабриках, растить хлеб, обеспечивать народ и снабжать армию всем необходимым. Гитлеровский генералитет, воспитанный на догмах Клаузевица и Мольтке, не мог или не хотел понять этого. В результате гитлеровцы надорвали свою страну. И это несмотря на то, что в Германии работали сотни тысяч людей, вывезенных из других стран <...> Немецкие правители дважды ввергали Германию в войну и оба раза терпели поражение, – продолжал Сталин, шагая по балкону. – Подрыв жизнеспособности страны в Первой и Второй мировых войнах был одной из причин их краха»[310].

Между прочим, сам Штеменко рапортовал Сталину о том, что советский мобилизационный показатель составил в годы войны около 6%. Позже этот показатель подвергся несущественной корректировке.

Беспрецедентно высокий коэффициент мобилизации и отправки на фронт армянского населения Азербайджана воспринимается также и в контексте очередного механизма, ориентированного на традиционный курс выдавливания армян из республики. По крайней мере этот показатель вполне определенно просматривается в плоскости прилагаемых азербайджанским руководством усилий по формированию объективных предпосылок для лишения армян (в перспективе) способности к демографическому, этнокультурному, социальному воспроизводству на территории республики, особенно в Нагорно-Карабахской области и прилегающих армянонаселенных землях исторического Арцаха.

Азербайджан действительно всегда нуждался в героях. Естественно, герои понадобились и в годы Карабахской войны. Сам закон об установлении звания «Национальный герой Азербайджана» был подписан в марте 1992г., когда Баку почти безнадежно паниковал ввиду отсутствия «своих героев» и даже не имел президента. Именно тогда парламент страны в срочном порядке принял закон о героях, а исполнявший обязанности главы государства Якуб Мамедов в таком же срочном порядке его подписал. Уже к концу 1992г. «национальными героями Азербайджана» один за другим стали около тридцати человек – в среднем по три национальных героя за месяц. Сегодня их значительно больше, чем «азербайджанских» Героев Советского Союза.

 

 

VI

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал