![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Изображения креста в раннехристианский период.Стр 1 из 11Следующая ⇒
«История Креста Господня есть, без сомнения, история всего христианства, или история человечества в связи и по отношению к христианству»[7]. В период зарождения христианства изображение креста имело для человечества два значения. Первое — крест, как древнейший космический символ, являвшийся объектом почитания у многих народов, и второе — крест, как орудие позорной казни самых низких людей. Древний символизм креста, известный людям с дохристианского периода, был широко использован Церковью для образной передачи христианского учения, поэтому остановимся на нем чуть подробнее. Изображения креста встречаются повсеместно с древнейших времен. Крест в квадрате, символ земли и стабильности, олицетворяет четыре стороны света или четыре области мира. Крест в круге означает солнце, огонь. Крест — центр Вселенной, космическая ось, космическое Древо, осуществляющее связь Неба с Землей. В кресте выражался заложенный в природе дуализм и единство противоположностей. Линия вертикальная — небесная, духовная, активная, мужская. Горизонтальная — является земной, рациональной, пассивной, женской. У многих народов он был одновременно символом и жизни, и смерти. Неразрывно с крестом связано и значение распятия как жертвы спасителя, бога или богочеловека. Это восходит в основном к культам, связанным с поклонением солнцу, как богу или божественной ипостаси. Величественное дневное светило ежегодно умирает, «распинаясь» на небе, но каждый раз победно восстает из зимней гробницы. В древнейшей истории многих народов, по словам графа А.С. Уварова, «имеются указания на то, что распятие до употребления его, как наказания служило еще приношением или жертвою, отвлекающей несчастье и посвященной богу солнца или, что тоже, Творцу мира, не могущему существовать без солнца». Эти древние знания о кресте не умаляют Креста Христова, а подтверждают боговдохновенность языка символов, отражая слова апостола Иоанна: «И свет во тьме светит и тьма не объяла его» (1; 5). Как еврейскому народу давались пророчества о воплощении и Жертве Христа, так и среди других народов существовало предчувствие спасительной Крестной Жертвы, трансформированное в их сознании в соответствии с существовавшими верованиями. Монограммы имени Христа и скрытые кресты. Второе значение креста, где он выступает как орудие позорной казни, преобладало в первые века христианства и затеняло древний символизм креста. «А мы проповедуем Христа распятого, — говорил апостол Павел — для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие»[8]1. Поэтому, снисходя к немощи обращающихся к христианской вере язычников или иудеев, в течение первых трех веков крест, а тем более Распятие, не изображались открыто. Его роль выполняли скрытые кресты: монограммы имени Христа и различные символы, выражающие христианское учение. Вот некоторые из них:
Сочетание указанных выше знаков с треугольником, символом триединого Бога.
Похожим на этот символ было языческое изображение корабля Улисса, часто встречаемое на христианских саркофагах. В V веке св. Максим, епископ Туринский говорил, что «корабль Улисса есть образ Церкви, а мачта с поперечником означает крест. С помощью сего креста верующие могут безопасно избегнуть крушения от страстей человеческих и, заградив уши свои Священным Писанием, не услышать обаятельного голоса мирских сирен». Тот же символизм заложен в крестах с полумесяцем, венчающих купола многих православных храмов. С середины IV века, после отмены крестной казни и утверждения христианства, скрытые изображения креста уступают место явным. Они появляются в быту, в церковном культе и на государственных реликвиях, сначала без изображений Распятия или символических намеков на него. Различаются три вида креста. Тау крест. Трехконечная, самая древняя форма креста. По велению Бога этот знак должен был изобразить пророк Иезекиль на челе жителей Иерусалима. Подобная
были в первую очередь использованы Церковью для выражения идеи христианского преобразования мира.
По господствующему в Церкви преданию, крест, на котором умер Спаситель, был четырехконечный. Он и становится символом христианства, как в греческом, так и в латинском вариантах. Отметим, что принятые в церковной археологической науке названия греческий и латинский крест, не говорят о принадлежности того или иного креста к Восточной или Западной Церкви, а лишь определяют его пропорции. Распятие в раннехристианском искусстве. Распятие на кресте появилось не сразу. Это объясняется и общим торжественно-радостным характером древнехристианского искусства, избегавшего изображения страданий. Но идея искупительной Жертвы, присущая христианскому сознанию, требована своего выражения, хотя бы непрямого и неполного.
Рис.1 Рис. 2 Поэтому использовались символические образы Крестной Жертвы. Самый распространенный из них — образ библейского жертвенного «Агнца, вземляющего грехи мира»1. Его изображали стоящим у основания креста или в медальоне в средокрестии. С VI века символические формы уступают место образу Христа, но еще не распятого. Он изображается в медальоне в центре креста или на верхней оконечности креста (рис. 1, 2). Самое древнее из известных изображений Распятия относится к V — VI векам и находится на дверях церкви святой Сабины в Риме (рис.3). На христианском Востоке изображения Распятия появляются не ранее VI века. Наиболее известны из Ев. от Иоанна 1, 29. них два. Первое — миниатюра из сирийского Евангелия Раввулы, где дана развернутая картина Распятия (рис.4). Христос, одетый в длинную тунику, распят между двух разбойников; по сторонам — два воина с копьем и тростью, Богоматерь и Иоанн Богослов; сверху — солнце и луна. Второе — иллюстрация к полемическому сочинению греческого монаха Анастасия Синаита. К сожалению, оригинал распятия Анастасия не сохранился, поэтому, следуя Н.В. Покровскому, приведем рисунок, который принято считать копией утраченного оригинала (рис.5). Здесь впервые изобра-
Рис. 3 Рис. 4 жен восьмиконечный крест. Верхняя перекладина заменяет титло, к средней пригвождены руки, к нижней — обе ноги. Христос изображен умершим, склонившим главу. Надпись на кресте — большинства византийских и русских Распятий. Следует подчеркнуть, что с самого начала формирования Рис. 5 сюжета Распятия в раннехристианском искусстве он никогда не был простой иллюстрацией казни. Это проистекает и из отношения к ней в те времена, но главное в том, что Церковь, изображая распятие Иисуса Христа, следовала апостольскому учению и стремилась, во-первых, показать его как таинство принесения искупительной Жертвы Христом-Иереем1, а во-вторых, показать и само искупление как Воскресение Господа2 и его Вознесение. Для этого использовались и художественно-символические приемы, и дополнительные иконографические сюжеты, говорящие о Воскресении и Вознесении Христа. Все это, как мы увидим, найдет отражение на нагрудных крестах.
2 «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1-е посл. Коринфянам ап. Павла 15, 14). II.
|