Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Символика материала и цвета.
При анализе нагрудных крестов мы уже видели, какую символическую роль выполняет их форма, иконографические изображения, слова, буквы и знаки, теперь остановимся на значении материала, из которого изготовляли крест, и цвета, если при этом использовалась эмаль. Символика материала определялась прежде всего его качеством. Так, главное качество камня — твердость. Поэтому древние каменные кресты могли выражать твердость веры, основание Церкви и Воскресение Господа, напоминая о камне, отваленном при этом от гробницы. Деревянные прямо указывали на Крестное Древо. В костяных крестах выступали такие качества кости, как белизна и прочность, что являлось символом чистоты и твердости духа. Крестики из перламутра, изготовляемые для паломников в Иерусалиме, напоминали о Богородице, которую в древности сравнивали с раковиной, родившей Божественную жемчужину.1 Наиболее распространено было изготовление литых металлических крестов. Здесь основную символическую нагрузку несли золото и серебро. Большое количество крестов из медных сплавов объяснялось удобством и дешевизной производства, а также народными поверьями, присваивающими меди лечебную 1 Эта символика отражена в архитектурном декоре византийских храмов, имеющих навершия арок и ниш в форме раковины, иногда с крестом внутри. В русских храмах мотив раковины встречается в венце Царских Врат, (прим. автора). и защитную силу. Последнее основано на библейском предании о медном Змие, сделанным Моисеем для исцеления израильтян от укусов ядовитых змей. В Евангелии медный Змий, водруженный на Т-образном столбе, является прообразом Креста Господня.1 Иногда медные кресты не несли самостоятельной символики, а старались приблизиться к значению золота и серебра, имея покрытие из этих драгоценных металлов. Золото в иерархии символов стоит на первом месте. В Византии и у ее духовной наследницы Древней Руси оно являлось образом Божественного нетварного света — абсолютной метафоры Бога: «Бог есть свет, и нет в нем никакой тьмы»2. Также золото, будучи символом солнца и атрибутом и эмблемой царского достоинства, отражает образ Христа как Солнца Правды и Царя Славы. Поэтому для древних византийских крестов и энколпионов, несущих аналогичную символику Света и Жизни, золото было идеальным и излюбленным материалом. Но по ряду причин, таких как дороговизна и высокое символическое значение, в русских крестах оно использовалось не так часто, как серебро. Серебро из-за своей белизны является символом целомудрия, чистоты, святости, обоженной плоти, а также евангельского красноречия. Последнее основано на псалме 11; 7, где говорится: «Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное». Поэтому оно широко применялось в церковном искусстве при изготовлении священных предметов богослужения, окладов икон и, конечно, нагрудных крестов. Символизм серебра усиливал значение изображаемых на кресте иконографических образов, знаков и надписей. Помимо этого, серебро обладает свойством выразительно передавать пластику иконографического рельефа. В сложных и дорогих серебряных изделиях использовалась позолота. Она с помощью иконописных приемов дополняла сим- ' «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» Евангелие от Иоанна 3, 14. 2 Первое послание ап. Иоанна 1, 5. волику серебряных изображений сиянием божественного света золота. В народных поверьях серебру придавалось свойство отгонять злые силы, поэтому серебряный крест в качестве оберега считался наиболее действенным. Излюбленным приемом византийских ювелиров была техника перегородчатой эмали. С ее помощью удавалось создавать миниатюрные иконы, в которых цвет выступал в той же символике, что и в иконах, писаных красками (рис.27, 36, 46). Причем благодаря лаконизму и некоторой стилизации сюжета, значение цвета даже усиливалось. Так как эмалирование в основном происходило на золоте, то использовалась богатая палитра красок, включавшая золотосодержащие красные эмали. Как мы уже видели, наиболее распространенными изображениями на крестах были образы Спасителя, Божией Матери, Деисиса и символические орнаментальные мотивы. Кресты, выполненные в технике перегородчатой эмали, помимо Византии, были распространены и в Киевской Руси в домонгольский период. В дальнейшем эта техника в России была в основном забыта, и до XVII века эмаль на крестах использовалась редко, только в качестве фона или заполнения гравированного рисунка. В XVII веке с появлением нового стиля нагрудных крестов, в котором эстетико-духовная функция выходит на первый план, эмаль снова активно используется. Она заполняет всю поверхность креста, создавая праздничный многоцветный декор и в то же время усиливая символическое значение орнаментальных элементов креста (рис.70, 71, 72). Учитывая, что русские кресты этого периода были серебряные, красные эмали в них почти не употреблялись. Палитра, как правило, состояла из следующих Цветов: белого (часто в качестве фона), синего, голубого, зеленого, желтого и в небольших количествах черного. Приведем символическое значение основных цветов, сложившееся в христианском искусстве в течении долгого исторического периода. При этом следует учесть, что символизм Цвета не является жесткой таблицей цветов, как условных знаков. Часто какой-либо цвет несет несколько значений, иногда противоположных. Особую сложность представляют смешанные 82 цвета. Поэтому это скорее определенная тенденция использования цветов, где огромное значение имеет их сочетание, созвучие. Как «из одних и тех же звуков создаются непохожие друг на друга мелодии, так в меняющихся композициях цвета могут иметь различное символическое значение и эмоциональное воздействие».1 Не стоит забывать, что значения цвета зависят и от символики самого объекта, окрашенного в тот или иной цвет. В свою очередь, цвет уточняет и усиливает значение окрашенного объекта. Белый — символ невинности души, чистоты и святости; это цвет одежд ангелов и преображенного и воскресшего Христа. Как в иконописи белый фон обозначает Рай, так и в нагрудных крестах он показывает восстановление Спасителем утраченного рая, заменяя или дублируя аббревиатуру (место лобно рай бысть). Синий — символ тайны, Божественной непостижимости, вечности, истины, откровения, мудрости. Цвет апостольских одежд. Голгофский крест на нагрудных крестах часто изображают синим. Голубой — символизирует чистоту целомудрия и покаяния. Зеленый — цвет весны и растительности, поэтому означает победу над смертью и Вечную Жизнь, дарованную Спасителем. Символизирует Христа, как Жизнедавца и Крест, как Древо Жизни. Красный — цвет небесного очищающего огня, цвет животворного тепла и в этом случае символ жизни. Как цвет крови является символом Жертвы и Пасхи. Желтый — в случае золотисто-желтого несет всю позитивную символику золота. Черный — символизирует скорбь, болезнь, отречение от мира (одежды монахов). В сочетании с белым символизирует смирение и непорочность. Черный, смешанный с синим, означает глубокую тайну, с зеленым — старость. ' Архимандрит Рафаил (Карелин). «О языке православной иконы> Заключение. Подводя итог исторического развития нагрудного креста, можно сказать, что изменение его формы происходило от греческих пропорций, знакомых многим дохристианским народам и с помощью древней символики выражавших вселенское значение подвига Христа, к латинским пропорциям, раскрывающим идею искупительной Жертвы и Победы Спасителя. Руководствуясь символическим значением, можно условно выделить три группы нагрудных крестов. Первая — древние четырехконечные кресты греческих или близких к ним пропорций без иконографических изображений. Разнообразие их форм задавалось концами креста и средо-крестием, которые и несли основную смысловую нагрузку. Такие кресты служили символом христианства, раскрывая его значение в космическом аспекте. На Руси они были распространены в X ~ XIII веках. Вторая — кресты с иконографическими сюжетами. Это самая большая группа крестов, существовавшая на всем историческом периоде. Как правило, они имели простую форму, которая к XIV веку приобрела латинские пропорции. В них основное значение передавалось иконографией, начиная от лаконичных образов Спасителя и Его Распятия, до сложных композиций, раскрывавших догматы Церкви и требующих грамотного толкования. В такого рода крестах главным было показать Распятие как искупительную Жертву Христа. Наибольшее распространение таких крестов на Руси в XIV — XVII веках. 84 Третья — нагрудные кресты без иконографических сюжетов (без Распятия), но с глубоким символическим содержанием. Они сочетали в себе развитую символику формы древних крестов и литургическое содержание иконографии, передаваемое сложившимся кругом изображений и надписей. Отличились внешней красотой и декоративностью, служившей прославлению победы Спасителя. Широко были распространены в XVII — XVIII веках. Как мы видим, все эти группы крестов сложились до XVIII века, когда сознание русского человека оставалось в основном религиозно-символическим. В XIX — XX веках все изменения в стиле нагрудных крестов определялись возрастающей секуляризацией сознания и заключались в адаптации древних форм в соответствии с модными художественными стилями, при большом влиянии западного искусства. Обычным результатом этого процесса была потеря чистоты и глубины символического языка, характерного для древних образцов. Большинство дорогих заказных крестов мало отличалось по стилю от светских ювелирных изделий, так как они обычно изготавливались светскими ювелирами, которым было свойственно мирское понимание красоты. На форму и содержание недорогих крестов-тельников повлияли технологические процессы массового производства, когда тельники в начале XX века стали широко выпускаться на фабриках (часто иностранных) методом штамповки. В этом случае, когда упрощение древней формы происходило без должного знания и благоговения, священный смысл креста пропадал, и он превращался в простой конфессиональный знак. С другой стороны, как ответная реакция на подобные новшества, существовала тенденция почитания всего древнего. Ореолом святости в этом случае обладал любой древний крест, независимо от его содержания. Такой подход был распространен в старообрядческой среде. Правда стоит признать, что в этом была большая польза — благодаря поздним репликам, бережно сделанным старообрядцами со старых образцов, до нас дошли многие древние формы крестов. В то же время в начале XX века в России наблюдался духовный подъем. Этот период отмечен высоким уровнем богословской мысли и оживлением философско-богословских исканий. В это время были раскрыты от поздних записей древние иконы, и началось медленное проникновение в их священный смысл. Оживляется церковное художественное творчество, стремящееся соединить высоко духовное содержание византийского и древнерусского искусства с современной эстетикой. Благодаря усилиям видных коллекционеров и ученых церковных археологов, в конце XIX — начале XX века формируются, изучаются и описываются коллекции предметов церковного искусства, в том числе и нагрудных крестов. Большой вклад в это дело внесли выдающиеся исследователи русского искусства — граф А.С. Уваров, профессора Н.В. Покровский и Н.П. Кондаков, коллекционеры Б.И. и В.Н. Ханенко. Наиболее известные работы этих и других авторов о нагрудных крестах указаны в библиографии в конце книги. К сожалению, процесс духовного возрождения в России не отразился на массовом сознании народа и был прерван Октябрьским переворотом. Сейчас мы снова свободны в своем выборе пути к Богу и хотим продолжить духовные искания наших предков. Часто, пытаясь возродить традиции, мы берем из прошлого, как правило недалекого, то, что лежит на поверхности и более понятно и доступно мирскому уму. Поэтому, если говорить о нагрудных крестах, мы в первую очередь возродили бездушный формализм массового производства тельников, существовавших в начале XX века, и, вдохновляемые не лучшими (с точки зрения православия) работами ювелиров того же периода, позволили себе изготовлять кресты, как светские ювелирные украшения. Если эти явления понимать, как первый шаг неофита на крестном пути, то возможно это не так уж и плохо, так как любое явленное изображение креста дает духовную пищу уму и сердцу верующего. Но необходимы и следующие, осознанные шаги. Нужно изучить и понять святоотеческий духовный опыт и древние тра- диции церковного искусства, но для того, чтобы, сохраняя духовные ценности в музеях, превратить их в культурное наследие далекого прошлого. Важно, чтобы церковные традиции стали нам внутренне присущи и обрели в нас жизнь и творческое развитие. «Церковь всегда живая и творческая вовсе не ищет защиты старых форм как таковых, не противопоставляя их новым как таковым. Церковное понимание искусства было и есть одно: реализм. Это значит, что Церковь, столп и утверждение истины требует только одного — Истины».1 Церковное искусство — искусство соборное и общенародное. Это общее дело не только церковных художников, но и священнослужителей, как духовных наставников и проводников, музейных и научных работников, как хранителей и знатоков русских древностей, и всего народа, который своим духовным и культурным уровнем определяет развитие современного церковного искусства. Но понимание истины и соборное творчество невозможны до тех пор, пока все мы сами не станем живыми членами Мистического Тела Христова — Его Церкви. Только принадлежа Христу и Его Церкви, мы сможем понять Крест Христов и преобразовать в него свой крест. «Ибо, — по словам апостола Павла — слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия»2.
1 П.А. Флоренский. Столп и утверждение истины. 2 1-е посл. Коринфянам ап. Павла 1, 18.
|