![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функции, виды и способы ношения нагрудных крестов.
На протяжении всей многовековой истории нагрудного креста не известно о существовании какой-либо строгой регламентации канонов относительно его формы, иконографии и надписей. «Крест всякой формы есть истинный крест» — эти слова преподобного Феодора Студита очень точно выражают отношение Церкви к существующему многообразию форм креста, которое отражало развитие христианского богословия, иконописи и эстетики конкретной эпохи и определялось основными функциями нагрудных крестов: 1. Обозначать соединение верующего с Христом и Святой 2. В образной и символической форме излагать основы 3. Прославлять искупительную Жертву Христа и Святую Следует отметить еще две функции. Это защитно-оградительная функция Животворящего Креста, в народе иногда приобретавшая магическое значение оберега, и эстетическая функция, где крест — объект христианского искусства, являющегося художественно-эстетическим выражением духовности. Обозначенные функции выступают в различных крестах в разной степени, задавая как его форму, так и содержание. Существует два вида нагрудных крестов. Это простой (монолитный) нагрудный крест и энколпион (или крест-мощевик), состоящий из двух створок с полостью внутри. По способу ношения нагрудные кресты можно разделить на тельные (тельники) и носимые поверх одежды. В полном Православном Богословском энциклопедическом словаре приводится следующее определение: «крест наперсный — это крест, носимый на груди то поверх одежды, то под нею».1 Тельный крест. Самым распространенным с древних времен до наших дней является обычай сокровенно носить крест под одеждой. Такой крест называется на Руси тельником. Он дается Русской Православной Церковью каждому христианину при совершении таинства Крещения. Постоянно находясь на теле и составляя с человеком единое целое, тельный крест в первую очередь обозначает его соединение с Христом и Святой Православной Церковью, а также является для крещаемого символом его крестного пути и училищем истинного богословия. При таком ношении ярче проявляется символизм сопряжения своего креста с Крестом Христовым. Корни этой традиции мы можем видеть у первых христиан, которые изображали кресты на своем теле или носили их тайно.2 Такая скрытность объяснялась еще и стремлением избежать насмешек, оскверняющих святыню, и преследования врагов. Именно в первые века христианства стал зарождаться символический язык христиан, отличавшийся в то время скромностью выразительных средств и особой прикровенностью, но при этом он требовал высоко духовного понимания. Кресты, носимые поверх одежды. При ношении креста поверх одежды главным становится символизм христиан-
2 Это известно из жития некоторых христианских мучеников. Так акты ского служения. В этом случае человек показывает, что вся его деятельность в миру совершается под знаменем креста и является служением Христу. Поэтому нагрудные кресты, носимые поверх одежды, были на Руси в основном принадлежностью епископского сана, а также (до петровской эпохи) обязательными предметами княжеского и царского облачения. Они отмечали богоизбранность и христианский характер духовной и мирской власти. Рис.6 Поверх одежды, вернее поверх доспехов носились пара-манные или параменные кресты. Воины надевали их на грудь поверх брони, закрепляя тесьмой на плечах (раменах), так же как монашеский аналав (параман) или вериги, носимые под одеждой. Для этого параманные кресты имели скважины или ушки сверху и снизу. Такими крестами благословляли воинов на ратные подвиги, они служили духовной защитой и победным оружием в борьбе с врагами.1 Обычай носить крест поверх одежды (на вороте) встречался и в народной среде, отмечая христианский характер служения человека. Пример такого ношения — изображение мастера Авраама на Западных (Корсунских) вратах Новгородской Софии (рис.6). В XVII веке ношение креста поверх одежды по-
лучило более широкое распространение и сохранялось до второй половины XIX века. Это можно объяснить историческими особенностями того времени. В XVI веке происходит укрепление единого русского централизованного государства, которое, после падения Византии, все больше осознается как оплот православия. Естественно, что крест, как Непобедимое Оружие веры, выходит на всеобщее обозрение, находя поддержку в словах апостола Павла1 и святых отцов Церкви2. Другая особенность в том, что в XVII веке по окончании смутного времени, возникшая в обществе ностальгия по древней духовности находит выражение в создании нового символического языка в церковном и церемониальном искусстве. Долгожданный царь — Михаил Федорович наделяется в сознании народа всеми мыслимыми совершенствами и становится образцом для подражания. По словам Симеона Полоцкого: «Царя образом вси ся управляют, житие его своим подражают». Поэтому одежда и убранство народа того времени уподоблены царским, и атрибут царского и княжеского сана — наперсный крест — становится элементом народного праздничного костюма. Такой крест имел торжественный праздничный характер.3 Он дополнялся искусно выполненной цепью и составлял с ней единое целое. Так как цепь была довольно широкая, она не продевалась в ушко креста, как в тельниках, а крепилась на оглавии с помощью кольца или проволоки с двумя петлями.
О такого же рода надписи на крестах домонгольского периода — «Христос крест нам дал на похвалу», упоминает Н.И. Петров (альбом достопримечательностей церковно-археологического музея при императорской киевской духовной академии. Вып. IV - V. Киев, 1915. Стр. 29. 2 «Не стыдимся Креста Спасителева, но еще и хвалимся им» (св. Кирилл f О форме и символике такого рода крестов см. rл.V. Символический язык крестов XVII в.
Рис. 7 Такой способ ношения креста подтверждают и современные исследования в области этнографии.' Образцы некоторых цепей с сужающимися концами для крепления изображены на рис.7. Ношение мирянами крестов поверх одежды не определялось церковными правилами, 2 а являлось выражением личного благочестия. При этом нагрудный крест широко выполнял свои основные функции, особенно выделяя прославление победы Спасителя. Сегодня, когда мы стремимся к возрождению православной веры и традиций в современном обществе, часто встает
1 А.Б. Островский. Православный нагрудный крест. Кунсткамера вып.8. 2 Все же существовали указания, из которых видно, что ношение креста вопрос об уместности ношения мирянами креста поверх одежды. Церковь никогда не препятствовала выражению личного благочестия верующих, если его формы не противоречили основам веры, поэтому этот вопрос решается индивидуально каждым человеком по благословению своего духовника. Естественно, что ношение креста в качестве светского ювелирного украшения недопустимо, ибо в этом случае мы нарушаем третью заповедь Закона Божия: «не приемли имени Господа Бога твоего всуе». Но и при благочестивом ношении не стоит забывать об ответственности, которую налагает на человека крест, находящийся снаружи. Это и постоянное соответствие его мирских дел учению Христа, и соблюдение церковного правила о запрете изображать крест в месте, в котором он может подвергнуться неумышленному осквернению.1 При ношении креста поверх одежды в миру, часто в нехристианском окружении, риск подвергнуть святыню осквернению очень высок. Энколпион2, как и многие из форм монолитных крестов, пришел к нам из Византии. Он произошел от четырехконечного ящичка с изображением креста на крышке, в котором древние христиане хранили частицы святых мощей или списки священных книг. В дальнейшем он приобрел крестообразную форму и в таком виде являлся в Византии принадлежностью епископского и царского сана. Большинство византийских нагрудных крестов, сохранившихся в музейных коллекциях, — энколпионы. В Древней Руси складные кресты-мощевики, наравне с другими нагрудными крестами, носимыми поверх одежды, были предметами княжеской гривной утвари и принадлежностью царского сана. Помимо этого, энколпионы иногда носили и простые монашествующие, а также благочестивые миряне, например, паломники (как правило, под одеждой). Кресты-мощевики, а также дорогие нагрудные кресты, но-
2 Энколпион (греч. симые поверх одежды, являлись семейными реликвиями, передавались по наследству и нередко приносились в дар Церкви. Для уточнения терминологии заметим, что название эн-колпион обычно применимо к изделиям византийского происхождения и их подражаниям (рис.8), а крест-мощевик — к формам крестов, родившихся непосредственно на Руси в XIV веке (рис.9). Так как между крестами, носимыми поверх одежды, и тельниками нет принципиальных различий, и не всегда с полной
Рис.8 Рис. 9
Определив функции крестов, их виды и способы ношения, попробуем теперь кратко проследить историю развития православного нагрудного креста.
|