![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность процесса обучения, его задачи и внутренняя структура. Особенности организации педагогического процесса в современной школе.
Процесс обучения связан с движением ученика на пути познания, от незнания – к знаниям. Процесс обучения представляет собой совокупность последовательных действий учителя и учащихся, направленных на усвоение системы ЗУН, в ходе чего осуществляется развитие познавательности, овладение элементами культуры труда, формирование основ научного мировоззрения и поведение учащихся. Процесс обучения – это явление действительности и ему присущи противоречия. Движущей силой учебного процесса явл. противоречие между выдвигаемым ходом обучения, познавательными и практическими задачами и уровнем знаний, умений и навыков учащихся. Функции процесса обучения: 1) Развивающая – связывается со спец. направленностью обучения на развитие личности. 2) Образовательная –вооружение учащихся системой научных знаний, умений и навыков, и применение их на практике. 3) Воспитательная. Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учеников, в ходе которого происходит воспитание, образование и развитие личности. Обучение имеет двусторонний характер: преподавание и учение. Преподавание – процесс деятельности учителя, учение – процесс деятельности ученика в обучении. Главное в деятельности учителя – управлять активностью учеников при усвоении ЗУН. Ученик выполняет инструкции, которые дает учитель. Функцияученика – осознанное усвоение материала. Деятельность преподавателя включает в себя: 1) планирование; 2) организация своей деятельности; 3) организация деятельности ученика (постановка целей, использование разных методов); 4) стимулировать деятельность ученика; 5) бегущий контроль; 6) анализ результатов. Деятельность ученика: 1) самоорганизация; 2) самоконтроль; 3) самоанализ. Этапы процесса обучения: 1) восприятие – познание человеком некоторых явлений и свойств предметов. 2) осознание – выделяются и анализируются теоретические аспекты в знаниях, формируется система знаний. 3) закрепление – повторное осознание материала, закрепление на длительное время полученные знания. 4) Использование на практике – обеспечить не только твердые, глубокие и осознанные знания, но и умение применять их на практике. 10. Закономерности и принципы обучения. Закономерности – это объективные, характерные, существенные, устойчивые связи между процессом обучения и другими более широкими социальными процессами, а также внутренние связи между отдельными компонентами(цель, содержание, метод, средство). Дидактические закономерности можно рассматривать с 2-х точек зрения: 1) закономерность обучения присущие ему как органической части воспитания. Ø Направленность обучения на решение задач всестороннего развития личности. Ø Деятельный характер обучения. Ø Проявление уважения и требоват-ти к учащимся с укреплением лично достоинства в процессе обучения. Ø Учет возрастных и индивидуальных особенностей. 2) Специфические закономерности (дидактические): Ø Научность и мировоззренческая направленность в обучении. Ø Проблемность обучения. Ø Наглядность в обучении. Ø Прочность обучения и его цикличность. Принцип – исходное положение, которое лежит в основе обучения и определяет все его стороны (методы содержания, средства). Правило обучения вытекает из принципа, подчиняется принципу – это по существу механизм реализации принципа непосредственно учителем. Пути реализации: 1) отбирать самое главное для обучения, ученики должны знать, что надо выучить, что необходимо запомнить. 2) устанавливать связь между данным и другими материалами; 3) предполагать творческие исследования. 1) принцип воспитательного характера обучения: обучение готовит детей к жизни в данном обществе. 2) принцип систематичности и последовательности: находится в определенной системе. 3) принцип доступности: содержание обучения устанавливается только тогда, когда оно связано с жизненным опытом, индивидуальными и возрастными особенностями ученика. 4) принцип наглядности: чувства, образы являются одной из частей знаний, поэтому на них необходимо опираться в обучении. 5) принцип научности и мировоззренческая направленность обучения. 6) принцип активности и осознания: для того, чтобы материал был усвоен, необходимо, чтобы он был осознан учеником. 7) принцип прочности обучения: только тогда способствует развитию ребенка, когда знания прочные. 8) принцип индивидуальности: процесс обучения каждого ученика своеобразный, зависит от интеллекта, темперамента и способностей. 11. Методы, приемы и средства обучения. Классификация методов обучения. Метод – это форма практического и теоретического усвоения материала. Метод обучения – это способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигаются усвоение ЗУН, формируется мировоззрение, развиваются способности. При целостном подходе можно выделить 3 большие группы методов: 1) Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; 2) Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; 3) Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. Классификация методов: 1) по источнику полученных знаний (словесные, наглядные, практические); 2) по форме деятельности учителя и ученика (методы преподавания и обучения); 3) по характеру познавательной деятельности (репродуктивный рассказ, объяснительно-иллюстрационный – демонстрация, исследовательский, самостоятельные работы); 4) по форме умственных заключений (методы индукции (от конкретного к общему), дедукции (от общего к частному)). Первыми возникли словесные методы благодаря деятельности Каменского, получили свое развитие методы Песталоцци, Ушинского. К словесным относятся методы: рассказ, беседа, школьная лекция, инструктаж. В основе лежит техника речи учителя: следить во время речи за своим дыханием, хорошая дикция, интонация, умение правильно расставлять логические ударения, пользоваться логическими и психологическими паузами. Рассказ – устное, непрерывное изложение материала. Беседа – форма овладения материалом, при котором ученики отвечают на поставленные вопросы. Бывает: вводные беседы, заключительные, закрепляющие. Объяснение – это форма овладения теоретическим материалом. Главное явл. логическое рассуждение и доказательство. Лекция Дает возможность перейти на изложение сложного материала. Учитель должен научить писать и слушать лекции. Наглядные методы: источник получения знаний: наглядные образы. Наблюдение. Активная форма чувствительного восприятия (чувства, образы), то, что видим. Демонстрация – ясность и точность восприятия. Практические методы: формирует умение учиться. Работа с учебником и книгой – формирует у учеников умение пользоваться учебником. Упражнения (устные, письменные). Под средствомобучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели. 2 группы средств: Средства – источник информации. Средства – инструмент усвоения информации. Классификация средств на основе содержания образования: I. Урок. Средства: язык, устная и письменная речь, живопись, музыка. II. Учебный предмет. Средства: учебники, уч.пособия. III. Весь процесс обучения. Средства: кабинеты, библиотеки.
|