Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность процесса обучения, его задачи и внутренняя структура. Особенности организации педагогического процесса в современной школе.






Процесс обучения связан с движением ученика на пути познания, от незнания – к знаниям. Процесс обучения представляет собой совокупность последовательных действий учителя и учащихся, направленных на усвоение системы ЗУН, в ходе чего осуществляется развитие познавательности, овладение элементами культуры труда, формирование основ научного мировоззрения и поведение учащихся.

Процесс обучения – это явление действительности и ему присущи противоречия. Движущей силой учебного процесса явл. противоречие между выдвигаемым ходом обучения, познавательными и практическими задачами и уровнем знаний, умений и навыков учащихся.

Функции процесса обучения: 1) Развивающая – связывается со спец. направленностью обучения на развитие личности. 2) Образовательная –вооружение учащихся системой научных знаний, умений и навыков, и применение их на практике. 3) Воспитательная.

Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учеников, в ходе которого происходит воспитание, образование и развитие личности. Обучение имеет двусторонний характер: преподавание и учение. Преподавание – процесс деятельности учителя, учение – процесс деятельности ученика в обучении. Главное в деятельности учителя – управлять активностью учеников при усвоении ЗУН. Ученик выполняет инструкции, которые дает учитель. Функцияученика – осознанное усвоение материала. Деятельность преподавателя включает в себя: 1) планирование; 2) организация своей деятельности; 3) организация деятельности ученика (постановка целей, использование разных методов); 4) стимулировать деятельность ученика; 5) бегущий контроль; 6) анализ результатов. Деятельность ученика: 1) самоорганизация; 2) самоконтроль; 3) самоанализ. Этапы процесса обучения: 1) восприятие – познание человеком некоторых явлений и свойств предметов. 2) осознание – выделяются и анализируются теоретические аспекты в знаниях, формируется система знаний. 3) закрепление – повторное осознание материала, закрепление на длительное время полученные знания. 4) Использование на практике – обеспечить не только твердые, глубокие и осознанные знания, но и умение применять их на практике.

10. Закономерности и принципы обучения.

Закономерности – это объективные, характерные, существенные, устойчивые связи между процессом обучения и другими более широкими социальными процессами, а также внутренние связи между отдельными компонентами(цель, содержание, метод, средство).

Дидактические закономерности можно рассматривать с 2-х точек зрения:

1) закономерность обучения присущие ему как органической части воспитания.

Ø Направленность обучения на решение задач всестороннего развития личности.

Ø Деятельный характер обучения.

Ø Проявление уважения и требоват-ти к учащимся с укреплением лично достоинства в процессе обучения.

Ø Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

2) Специфические закономерности (дидактические):

Ø Научность и мировоззренческая направленность в обучении.

Ø Проблемность обучения.

Ø Наглядность в обучении.

Ø Прочность обучения и его цикличность.

Принцип – исходное положение, которое лежит в основе обучения и определяет все его стороны (методы содержания, средства).

Правило обучения вытекает из принципа, подчиняется принципу – это по существу механизм реализации принципа непосредственно учителем.

Пути реализации: 1) отбирать самое главное для обучения, ученики должны знать, что надо выучить, что необходимо запомнить. 2) устанавливать связь между данным и другими материалами; 3) предполагать творческие исследования.

1) принцип воспитательного характера обучения: обучение готовит детей к жизни в данном обществе.

2) принцип систематичности и последовательности: находится в определенной системе. 3) принцип доступности: содержание обучения устанавливается только тогда, когда оно связано с жизненным опытом, индивидуальными и возрастными особенностями ученика. 4) принцип наглядности: чувства, образы являются одной из частей знаний, поэтому на них необходимо опираться в обучении. 5) принцип научности и мировоззренческая направленность обучения. 6) принцип активности и осознания: для того, чтобы материал был усвоен, необходимо, чтобы он был осознан учеником. 7) принцип прочности обучения: только тогда способствует развитию ребенка, когда знания прочные. 8) принцип индивидуальности: процесс обучения каждого ученика своеобразный, зависит от интеллекта, темперамента и способностей.

11. Методы, приемы и средства обучения. Классификация методов обучения.

Метод – это форма практического и теоретического усвоения материала. Метод обучения – это способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигаются усвоение ЗУН, формируется мировоззрение, развиваются способности.

При целостном подходе можно выделить 3 большие группы методов: 1) Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; 2) Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; 3) Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Классификация методов: 1) по источнику полученных знаний (словесные, наглядные, практические); 2) по форме деятельности учителя и ученика (методы преподавания и обучения); 3) по характеру познавательной деятельности (репродуктивный рассказ, объяснительно-иллюстрационный – демонстрация, исследовательский, самостоятельные работы); 4) по форме умственных заключений (методы индукции (от конкретного к общему), дедукции (от общего к частному)).

Первыми возникли словесные методы благодаря деятельности Каменского, получили свое развитие методы Песталоцци, Ушинского. К словесным относятся методы: рассказ, беседа, школьная лекция, инструктаж.

В основе лежит техника речи учителя: следить во время речи за своим дыханием, хорошая дикция, интонация, умение правильно расставлять логические ударения, пользоваться логическими и психологическими паузами. Рассказ – устное, непрерывное изложение материала. Беседа – форма овладения материалом, при котором ученики отвечают на поставленные вопросы. Бывает: вводные беседы, заключительные, закрепляющие. Объяснение – это форма овладения теоретическим материалом. Главное явл. логическое рассуждение и доказательство. Лекция Дает возможность перейти на изложение сложного материала. Учитель должен научить писать и слушать лекции. Наглядные методы: источник получения знаний: наглядные образы. Наблюдение. Активная форма чувствительного восприятия (чувства, образы), то, что видим. Демонстрация – ясность и точность восприятия. Практические методы: формирует умение учиться. Работа с учебником и книгой – формирует у учеников умение пользоваться учебником. Упражнения (устные, письменные).

Под средствомобучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели.

2 группы средств: Средства – источник информации. Средства – инструмент усвоения информации.

Классификация средств на основе содержания образования:

I. Урок. Средства: язык, устная и письменная речь, живопись, музыка.

II. Учебный предмет. Средства: учебники, уч.пособия.

III. Весь процесс обучения. Средства: кабинеты, библиотеки.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал