![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формы организации обучения и их развитие в дидактике. Индивидуализация и дифференциация обучения.
Дидактика – греч. « обучающий». В современном понимании, это отрасль науки, изучающая важнейшие проблемы обучения и воспитания. Дидактика дает научное обоснование содержанию образования. Предмет дидактики рассматривает деятельность учителя и учащегося. Наиболее значимые идеи и подходы современной дидактики: 1) Личностный подход. 2) Деятельностный подход – человек формирует личностные качества через собственную деятельность. 3) Социальная направленность и коллективистский подход к формированию общественно-ценных отношений. 4) Целостный подход. 5) Оптимизационный подход (экономия сил и средств учеников и учителей в решении проблем). 6) Технологический подход. 7) Творческий инновационный подходы. Формы организации обучения определяются составом обучаемых, местом и временем занятий, а также способами организации руководства со стороны учителя. Формы обучения не остаются неизменными. Развиваются в соответствии с требованиями общества. Вначале в дидактике возникла и развивалась индивидуальная форма обучения, при которой каждый ученик работал с учителем индивидуально. Эта форма получила название Дельтоплан. Но нужен был коллективист. С развитием наук содержание знаний усложняется и возникает потребность в некотором количестве образованных людей, а т.к. в наличии только маленькое количество учителей, то индивидуальная форма заменяется индивидуально-групповой. Старший обучает младшего, более знающий обучает менее знающег. На основе индивидуально-групповой формы развивается групповая. Высшей формой обучения является классно-урочная система (Каменский «Великая дидактика»): основной учебный материал ученики получают на уроке, главная задача принадлежит объяснениям учителя. Преимущества: состав класса 7 человек, обеспечивает своеобразие соревнование умов. Коллективное добывание знаний. Недостатки: равнение на среднего ученика, все получают одинаковые задания. Индивидуализация предусматривает необходимость организации обучения в соответствии с индивидуальными способностями ребенка (физич. развитие, умственное развитие, тип темперамента, ЗУН, личностные качества). Индивидуальный подход заключается в том, чтобы одинаковый для всех результат достигался разными путями. Дифференциация. По одному и тому же признаку всех детей класса можно разделить на группы – это и есть дифференциация обучения. Чаще всего дифференциация осуществляется по уровню обучаемости. Дифференциация позволяет разнообразить задания так, чтобы каждая группа шла вперед в своем развитии.
|