Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Благочестие как принцип религиозного отношения человека к Богу⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14
Почитание Бога, составляющее основное содержание религиозной жизни, выявляет самый существенный и, вместе с тем, самый идеально-возвышенный аспект человеч. достоинства. Честь и честность явл-ся лишь нравств. предпосылками и необходимым условием религиозного благочестия, дающего право человеч. личности " со дерзновением" обращаться к Небесному Богу Отцу. Достигаемое в религиозном благочестии преимущество быть по благодати сыном Небесного Отца заключает в себе высшее достоинство личности в его идеальном и безусловном смысле. На это исключительное человеч. достоинство указывают слова молитвы, к-рой Господь учил Своих учеников: " Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое... " (Мф. 6: 9). Молитва заканчивается торжественной доксологией - прославлением Бога: " Яко Твое есть царство, и сила, и слава во веки. Аминь " (Мф. 6: 13). В отношении к теме благочестия и достоинства понятия " святиться", " слава" и " дерзновение" имеют ключевое значение. Раскрытие филологического смысла этих понятий даст нам возможность для более глубокого и полного уяснения заключающегося в них богослов. содержания. С этой целью мы должны обратиться к исследованию фрагмента из описания видения пророка Исайи, в к-ром говорится о Серафимах, стоявших вокруг высокого и превознесенного престола Божьего и взывавших друг к другу: " Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея! " (Ис. 6: 3). Семитское слово " кадош", означающее " святой", происходит от корня глагола " кодеш", имеющего смысл " отделять", " избирать", и заключает в своем абстрагированном значении идею нездешнего, неприступного и непостижимого. Этот же смысл заключают в себе и латин. слова " абсолютный" и " трансцендентный", означающие " отрешенный" и " пребывающий за пределами" чего-либо. В молитве Господней глагол " святится" заключает в себе безусловное признание святости Бога, т.е. Его абсолютности и трансцендентности, к-рые адекватно переживаются в благоговейном восприятии религиозным сознанием Его св. имени. Греч. слово " δ ο ξ α " (докса), переводимое как " слава", имеет, наряду с др. смысловыми значениями, значения " блеск", " сияние", т.е. заключает в себе идею явления, открытия и манифестации того, что явл-ся по своей сущности абсолютным и трансцендентным, но что может стать имманентно доступным, открытым и явленным. В то время как " святость" указывает на абсолютную непостижимость и неприступность Бога, " слава" указывает на откровение Бога миру в Его явлениях, теофаниях, представляющих ослепительное сияние Бога. В приведенном фрагменте небесного видения пророка Исайи религиозному сознанию человека преподносится трансцендентно-имманентный образ Бога, неприступного и непостижимого по Своей Сущности, открывающегося миру в Своей Божественной славе. Указание на святость и славу Бога содержится в начале и в доксологии молитвы Господней. Слова молитвы: " Да святится имя Твое" - означают благоговейное почитание имени Божьего, к-рое явл-ся " святым", т.е. абсолютным и трансцендентным в отношении к миру, но к-рое открыто миру в миссии Пришествия в мир Сына Божьего, молившегося Своему Небесному Отцу: " Я открыл им имя Твое и открою " (Ин. 17: 26), - и к-рое в силу этого откровения становится доступным для " славы", т.е. для его достойного прославления. Высшее достоинство человека здесь заключается в том, что он приступает к неприступному Богу и, прославляя Его, озаряется славой Его Божества; в том, что он имеет на это особое право - " дерзновение", к-рое дается ему не в силу каких-то его заслуг, а исключительно по любви и благости Божией. Человек открывает всего себя Богу, и в этой свободе откровенности заключается его " дерзновение" - качество, передаваемое греч. термином " π α ρ ρ η σ ι α " (" паррисиа"). Слово " паррисиа" происходит от греч. глагола ρ ε ω, имеющего 2 основных значения: " течь" и " говорить речь". Выступать в общественном собрании, свободно говорить, держать приветственную, обвинительную или защитительную речь - это в античном мире привилегия только свободного гражданина, но не раба. Право " паррисии" - атрибут достоинства и свободы. В религиозной жизни " паррисиа", или " дерзновение" перед Богом, есть высшее проявление благочестия, в основе к-рого лежат страх Божий, благоговение, нравств. чистота и любовь. Человек, потерявший свое нравств. достоинство, преступно нарушивший законы и нормы честности и уронивший свою честь, явл-ся по своему нравств. положению " рабом греха" и как " раб" уже не имеет " дерзновения" перед Богом. Религиозное благочестие личности, определяющее ее достоинство и нравств. положение в мире, явл-ся одной из важнейших характеристик, имеющих ключевое значение в универсуме человеч. существования: онтология и аксиология здесь связываются с событиями свящ. истории. По внутреннему свидетельству нашего религиозного сознания, тайна создания и спасения человека связывается с ответственностью человека за свое достоинство перед Богом и прежде всего с ответственностью за свое религиозное благочестие. Создав человека и вручив ему, как высшую привилегию достоинства, свободу дара любви, Бог, по образному выражению В.Лосского, допускает " риск", т.к. знает, что человек свободен отвергнуть Его любовь, но именно только в свободе заключается ценность ответной любви. Поэтому и явление Бога во плоти есть для человеч. достоинства и свободы " великая благочестия тайна " (1 Тим. 3: 16), совершившаяся в центре человеч. истории и определяющая собой судьбу всех людей и целых народов: " кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его " (Ин. 5: 23). В великой тайне Боговоплощения заключается право человека " со дерзновением" обращаться к Богу как к своему Небесному Отцу, но в этой же тайне кроется и вековая загадка религиозной истории человечества - почему большинство живущих в мире людей не явл-ся христианами и не имеют истинного благочестия. В Своей трансцендентности Бог абсолютно не причастен миру и бесконечно далек от него, но именно поэтому Он в Своем Воплощении становится безмерно близок к человеку и явл-ся самой глубокой, самой интимной и самой имманентной основой каждой человеческой личности, ее достоинства и свободы. Тайна благочестия всецело связывается с тайной личной свободы человека. Как принцип религиозного отношения человека к Богу и как высшее проявление реальности религиозной жизни, благочестие имеет своим основным содержанием переживание святости и славы Бога - Его абсолютной неприступности и Его непостижимой близости, открывающейся в благодатной стихии церковной жизни.
Если состояние человека, обусловленное действием 3 факторов - природы, воспитания и Божеств. благодати, - дает основание для деления добродетелей по степени и для описания природных, приобретенных и харизматических добродетелей, то отношение личности к природному началу, к человеку и к Богу дает основание для деления добродетелей по характеру и для их соответствующего описания. В основе отношения человека к своему природному началу лежит принцип воздержания, или аскетический принцип; в основе отношения человека к человеку лежит принцип уважения его достоинства и забота о его благе, или нравств. принцип; в основе отношения человека к Богу лежит принцип богопочитания, или религиозный принцип. Соответственно 3 названным принципам добродетели разделяются на 3 вида: аскетические, нравственные и религиозные. К аскетическим добродетелям относятся пост, бдение, телесные подвиги, труд, воздержание, чистота, непорочность, целомудрие, трезвение. Аскетические добродетели заключают в себе несомненный аксиологический смысл. Достигая посредством разума господства над наклонностями естества, человек тем самым утверждает себя как личность. Если природе свойственно желать, то личности свойственно избирать: достоинство личности состоит в том, что она избирает такой путь самоосуществления, к-рый соответствует постулатам разума и требованиям нравств. закона. Помимо этической ценности аскетические добродетели заключают в себе сотериологический смысл. По правосл. учению, спасение и вечная жизнь достигаются каждым человеком при условии непрерывного духовного совершенствования. Для осуществления еванг. норм жизни требуется отложение прежнего образа жизни ветхого человека и облечение в нового человека, созданного по Богу в праведности, святости и истине (Еф. 4: 22-24). Назначение аскетических добродетелей состоит в том, чтобы помочь человеку сохранить чистоту и непорочность души, победить всякую склонность к греху и тем самым открыть возможность для восхождения личности к обожению и святости. К нравственным, или этическим, добродетелям относятся такие нравств. качества личности, проявление к-рых предполагает уважение к человеку и заботу о его благе. Это внимание к человеку, признание его достоинств, честность, искренность, доверие, благодарность, любовь, благоволение, милость, помощь, услуга, одолжение, бескорыстность, самопожертвование, благотворение, доброжелательность, терпение, снисхождение, благосклонность, смирение, кротость, отзывчивость, скромность, взаимная ответственность, сострадание, симпатия, сочувствие - вообще, всякое участие в судьбе ближнего. В собств. смысле этические добродетели называются добрыми делами и получают свое высшее обоснование в добродетелях Христа Спасителя, К-рый Сам о Себе сказал, что много добрых дел показал нам от Отца (Ин. 10: 32). Основной смысл этических добродетелей состоит в том, что они вдохновляют человека на служение благу ближних по примеру Христа, ибо Сын Божий пришел в мир не для того, чтобы Ему служили люди, но " чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих " (Мк. 10: 45). К религиозным добродетелям относятся религиозная вера, надежда, любовь, страх Божий, благоговение, благочестие, кротость, молитва, смирение, покаяние, умиление, верность, преданность, праведность, безмолвие, созерцание. В сравнении с этическими добродетелями религиозные добродетели еще в большей степени характеризуют причастность человека к абсолютному благу. Предельно возможная полнота переживания блага достигается человеком во всецелой любви к Богу, в созерцании Его славы и совершенств. Как и все прочие добродетели, религиозные добродетели имеют также свое высшее метафизическое основание в служении Господа Иисуса Христа, в Его религиозном благочестии и в непрестанном молитвенном подвиге. " Он во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение " (Евр. 5: 7). Если все добродетели ведут человека по пути уподобления Богу, то высшими ступенями на этом пути явл-ся религиозные добродетели. Восходя на высоту религиозных добродетелей, человек созерцает своим умом Бога, Его неизреченную благость и славу. При этом сам человек облачается славой, уподобляясь созерцаемому им Богу в тех Его Божеств. добродетелях, в к-рых утверждается весь смысл и ценность его бескорыстного созерцания. Об этом созерцании говорит св. Симеон Новый Богослов, у к-рого мы находим наиболее яркое во всей патристике прославление Христа и Его Божеств. добродетелей: " Красота Твоя, Владыко Христе, неизъяснима, зрак несравним, великолепие неизреченно и слава превышает ум и слово. Твой нрав, Твоя благость и кротость превосходят помышления всех земнородных. Поэтому и желание, и любовь к Тебе препобеждает всякую любовь и желание смертных". Аскетические, этические и религиозные добродетели, взаимно дополняя и предопределяя друг друга, составляют нек-рое динамическое единство в единстве человеч. личности и служат целям ее нравств. совершенства и обожения. По наблюдению преп. Макария Великого, " все добродетели связаны между собой, как звенья, в духовной цепи и одна от другой зависят: молитва от любви, любовь от радости, радость от красоты, красота от смирения, смирение от служения, служение от надежды, надежда от веры, вера от послушания, послушание от простоты". Выражая отношение личности к природному началу, человеку и Богу, аскетические, этические и религиозные добродетели проявл-ся в полной взаимосвязи между собой в момент каждого свободного выбора и определяют стремление личности к нравств. совершенству, к служению благу ближних и к прославлению Бога. В своем интегральном охвате все добродетели представляют собой царство нравств. ценностей, в к-ром каждая добродетель явл-ся одновременно и превосходным качеством личности, и признаком, указывающим на ее ценностную ориентацию, какой явл-ся стремление личности к беспредельному совершенству. Принцип совершенства явл-ся общим для всех добродетелей. Благодаря этому динамическому принципу, все добродетели, потенциально и актуально входящие в нравств. структуру личности, составляют единую систему ценностей. Структура называется системой, если входящие в нее элементы объединены общими принципами, какими явл-ся целостность, связь, соподчиненность и целенаправленность. Будучи вообще самым универсальным принципом всего тварного и становящегося бытия, принцип совершенства получает свою безусловную значимость и свой высший и объективный смысл в абсолютной Божеств. воле Христа, заповедовавшего Своим ученикам восхождение к нравств. богоуподоблению: " Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный " (Мф. 5: 48). Стремление личности к богозаповеданному совершенству необходимо включает ее возрастание в добродетелях. Отсюда следует, что динамика роста и совершенствования личности в ее постепенном восхождении к благу реально осуществл-ся в системе ценностей, составляющих большой и многообразный мир добродетелей. Достижение какой-либо одной добродетели явл-ся достаточным критерием, позволяющим рассматривать личность в общей системе ценностей, в универсуме мирового ценностно-осознанного и ценностно-осуществленного бытия. Обладание добродетелью выражает степень причастности личности к объективному и безусловному благу, оно явл-ся естеств. результатом утверждения человека в его высоком достоинстве и необходимым условием его конечного оправдания перед Богом. Являясь нравств. ценностями по преимуществу, добродетели образуют собой иерархически стройную систему, логически завершенную как с точки зрения нравств. достоинства человека, так и с точки зрения объективного и абсолютного блага. В христиан. миросозерцании человеку открывается предначертанный еще с апостольских времен идеал добродетели с особенным указанием на нравственно-аскетический подвиг, на любовь, смирение и самоотречение, к-рые не заслоняют таинственной цели всего пути, а эту цель приближают: человек облекается в одеяние нравств. совершенств, приобщается к благодатному миру Христову, становится причастником нетварного Божеств. Света. Достижение этой конечной и высшей цели предопределяет собой иерархическую соподчиненность всех добродетелей, образующих единую ценностную систему.
|