Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средняя и нормальная продолжительность жизни человека. Период времени Количество лет жизни Непрожитые годы Нормальная продолжитель­ность жизни 1926-1927






 

Период времени Количество лет жизни Непрожитые годы Нормальная продолжитель­ность жизни
       
1926-1927      
1954-1955      
1955-1956      
1962-1963      

30 Урланис Б. Ц. Увеличение продолжительности жизни в СССР // Социальные исследования: Сб. — М.:
Наука, 1965. - С. 151.

31 Там же. — С. 153.

32 Ананьев Б. Г. Человек как общая проблема современной науки // Вестник ЛГУ. — 1957. — №11; Его же.
Человек как предмет воспитания. — М.: Советская педагогика, 1965. — № 1; Его же. К изучению челове­
ка // Человек и общество. — Вып. 1. — Л.: Изд. ЛГУ, 1966.

33 Урланис Б. Ц. Этюд о возрасте // Неделя. — 1 9 6 6. — № 40.


Человек как предмет познания

Специалисты по современной социальной психологии, включающей не только анализ малых групп, но и исследования социальной эволюции личности, смены ее ро­лей и изменения статуса, также стали уделять большее внимание социальной функ­ции возрастных параметров личности и коммуникаций34.

Возраст человека, как и человек в целом, есть взаимопроникновение природы и истории, биологического и социального, конвергенция которых выражается в отдель­ной фазе человеческой жизни и в генетических связях между фазами. Поэтому воз­растные изменения тех или иных свойств человека являются одновременно отноге-нетическими и биографическими; по этим изменениям можно судить не только об отдельных психосоматических и социально-психологических сдвигах, но и об их ди­намических соотношениях. В этом смысле фактор/возраста, о котором говорится во многих исследованиях, является суммацией разнородных влияний роста, общесо­матического, полового и нервно-психического созревания и других явлений органи­ческого развития, конвергируемого в условиях воспитания с культурным развитием как освоением общественного опыта, исторически сложившихся знаний и правил деятель­ности.

3. Возрастные («поперечные») срезы и лонгитюдинальный метод изучения онтогенетической эволюции человека

Современная наука изучает человека многими методами с применением сигнали­зационной, регистрационной и вычислительной техники. Так, например, лишь в од­ной психологической науке применяются многочисленные обсервационные, экспери­ментальные, праксиметрические, диагностические и математические методы. Однако для изучения особенностей индивидуального развития нужна специальная организа­ция комплекса этих методов путем сочетания метода так называемых возрастных «по­перечных» срезов (Cross-Sectional) с методом «длинника» (Longitudinal).

Обсуждение методологических проблем изучения психического развития челове­ка стало предметом специального симпозиума на XVIII Международном психологи­ческом конгрессе, организованного известным французским ученым Рене Заззо35, ко­торый, в общем, охарактеризован состояние проблем и трудности их решения. При­мечательно, что Р. Заззо в своем докладе о многообразии, действительной ценности и недостатках метода продольных срезов36 пришел к выводу о необходимости соче­тать оба метода в изучении индивидуально-психического развития ребенка. Р. Заззо считает, что метод продольных срезов возник в связи с критикой серьезных недостать ков метода поперечных срезов в двадцатые годы нашего столетия, когда в центр всей

34 StootzelJ. La psychologie sociale. — P.: Flammarion, 1962; MilderM. Group Structure, Motivation and Group
Performance. — Hague, 1963.

35 См. мат-лы симпозиума «Изучение хода психического развития ребенка» // Тр. XVIII Междунар. пси-
хол. конгр. — Вып. 29. — М., 1966.

36 Zazzo R. Diversite realite fiction de la methode longitudinale // Там же.


Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека

психологии встала проблема генезиса психики и личности человека в реальном ходе его развития. На наш взгляд, причины возникновения лонгитюдинального метода ле­жат гораздо глубже, они связаны с объективной логикой самой теории психической эволюции личности. Но сопоставления «продольного» метода с «поперечным» неиз­бежны, и Р. Заззо прав, показывая их столкновения в последние десятилетия.

Несмотря на крайнее многообразие вариантов продольного (лонгитюдинального) метода, он может быть охарактеризован общими чертами. Главнейшая из них, как под­черкивает Р. Заззо, заключается в проведении исследований на одних и тех же испыту­емых или группах в ходе их онтогенетического развития, т. е. в регулярном, многократ­ном и систематическом изучении этих испытуемых или групп в процессе их эволюции.

Метод поперечных срезов, напротив, всегда имеет дело с разными индивидами или популяциями одной и той же возрастной группы. Р. Заззо отмечает весьма существен­ный позитивный момент исследований методом поперечных срезов: установление гра­ниц нормы в пределах отдельных функций в целях последующего сравнения с ними характеристик отдельного ребенка. Мы можем сказать, что таким путем в психологии, как и в медицине, строится диагностика определенных состояний развития, в том чис­ле и уровня умственного развития.

При диагностике лонгитюдинальный метод обязательно сочетается с методом по­перечных срезов (на массовом материале). Он является важным средством уточнения диагностики. Самостоятельная ценность лонгитюдинального метода заключена, как отмечает Р. Заззо, в возможностях решения двух проблем: 1) проблемы предсказаний дальнейшего хода психической эволюции, научного обоснования психологического прогноза и 2) проблемы установления генетических связей между фазами психичес­кого развития. С помощью этого метода более точно (причем в реальном ходе разви­тия личности) определяется вес каждого из факторов, влияющих на различные сторо­ны такого развития, а также на изменение взаимодействия факторов и самих сторон психического развития.

Корреляционный и факторный анализы становятся математическим орудием ге­нетического исследования в крупных масштабах, подчас охватывающих несколько десятилетий человеческой жизни. Лонгитюдинальный метод, как полагают его сторон­ники, включая Р. Заззо и многих участников организованного им симпозиума, устраня­ет такой серьезный недостаток «поперечного среза», как уравнение всех индивидов дан­ного возраста и данной популяций, которые на самом деле не могут оказываться в одной и той же точке онтогенетической эволюции, так как совершают свое развитие с разной скоростью и различным путем. Но дело, конечно, не только в недостатках или преиму­ществах метода, а в объективном противоречии возрастных (и половых) свойств онто­генетической эволюции с индивидуально-типическими, которое определяет различие в темпах и способах этой эволюции у разных индивидов в одни и те же возрастные от­резки времени37.

Вариативность и многозначность одних и тех же возрастных характеристик опре­деляются не только влиянием на них различных внешних факторов (социальных, био­генных, абиогенных), изучением которых заняты специалисты, пользующиеся лонги-тюдинальным методом. Не в меньшей степени возрастная изменчивость и ее диапазо-

37 Новейшие данные об этом взаимодействии изложены в главе 5.


Человек как предмет познания

ны в различные периоды жизни человека обусловлены внутренними свойствами его развития как индивида и личности, субъекта практической и теоретической деятель­ности в обществе.

Исследования взаимосвязей между возрастными и другими свойствами индиви­дуального развития несомненно будут осуществляться в дальнейшем и обнаружат за­висимость возрастной изменчивости от внутренних закономерностей развития. Гене­тические связи между фазами жизненного цикла являются выражением этих законо­мерностей. Поэтому, несмотря на ограниченность использования лонгитюдинального метода, следует ожидать важных открытий при применении его в общем комплексе объективных, особенно активных («формирующих»), методов исследования.

Р. Заззо, упомянув кратко о своих лонгитюдинальных исследованиях во вступи­тельном слове на симпозиуме, сослался на некоторых американских ученых (Кемп-белля, Кагана, Харриса и др.), которые применили этот метод для изучения развития в разные периоды роста и созревания (от младенчества до юности). Еще шире исполь­зовали этот метод другие американские ученые — Л. Шонфельдт и В. Овенс. В своих исследованиях они охватили еще больший диапазон — юность и несколько фаз зрело­сти, что имеет принципиальное методологическое значение для построения целост­ной теории индивидуально-психологического развития.

Интересны сопоставления данных, полученных на одних и тех же людях с помо­щью лонгитюдинального метода и метода поперечных (возрастных срезов). Шон-фельдт и Овенс38 произвели такие сопоставления сдвигов в интеллектуальном разви­тии (посредством обоих методов) за период с 1919 по 1961 г. (в 1961 г. их испытуемым исполнилось 60 лет), а затем сравнили методом поперечного среза полученные харак­теристики с характеристиками большой группы юношей, которым в 1961 г. исполни­лось 18 лет, т. е. столько же, сколько испытуемым первого контингента было в 1919 г. По всем принятым в методике испытаний характеристикам (вербальной, числовой, смысловой, логической и общей характеристике интеллекта) данные, полученные «долготным» и «поперечным» методами, в общем, совпали, но «долготный» метод оказался несколько более чувствительным в определении возможностей развития.

Наиболее интересные данные были получены по каждой из характеристик в отно­шении возрастных изменений у одних и тех же людей на протяжении 42 лет их жизни/ о чем мы скажем дальше. Это интересное совместное исследование связано с предше­ствующими ценными исследованиями В. Овенса39. В последнее время предпринима­лись попытки применения в геронтологии лонгитюдинального метода, ранее сложив­шегося в детской психологии40.

Обсуждение психогенетических проблем приобрело более позитивный характер благодаря расширению диапазона изучаемых возрастных особенностей и сопоставле­нию их с помощью обоих методов исследования. Наиболее трудным, но вместе с тем и

38 Schoenfeldt L., Owens W. A. Age and Intellectual Change: a Cross-Sectional View of Longitudinal Data // Tp.
XVIII Междунар. психол. конгр. — Вып. 29. — М, 1966.

39 Owens W. A. Age and Mental Abilities. Genet. Psychol. Monogr. - Vol. 48. - 1953. - P. 3-54.

40 Jarvik L. F., Erlenmeyer-Kimling L. Mental Changes and Ageing: Design of Longitudinal Studies//Tp. XVIII
Междунар. психол. конгр. — Вып. 29. — М., 1966; Bromley D. В. The Psychology of Human Ageing. — H.:
Penguin Books, 1966.


Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека

интересным является вопрос о существовании связи между стартом и финишем жиз­ненного пути человека. Зависит ли в какой-либо степени тип старения (преждевре­менного, нормального, «отставленного» в более глубокие фазы старости) от типа юно­сти и молодости, начала самостоятельной жизни и еще более раннего периода форми­рования личности в детстве? Эти новые проблемы относятся к общей структуре развития и находятся в центре внимания современной возрастной психологии, как от­мечает Н. Бейли41.

Многочисленные исследования, проводимые посредством лонгитюдинального метода, посвящены возрастным изменениям комплексного характера, что позволяет находить корреляцию между отдельными сторонами развития и более точно опреде­лять вес отдельных факторов индивидуально-психического развития. Среди этих ис­следований выделяются работы западногерманского ученого X. Томае и его сотруд-ников42, которые выявили преимущественное влияние социально-экономических (экономического статуса личности), а затем и других социальных факторов (правово­го, культурного и т. д.) на возрастную изменчивость и индивидуальное своеобразие жизненного пути.

Несомненно, что фактическое содержание всех этих исследований представляет научную ценность, хотя интерпретация содержания во многих отношениях представ­ляется спорной. Важно отметить, что постановка и решение проблем генетических связей и вариабельности индивидуального развития являются в настоящее время предметом конкретных исследований, охватывающих почти весь целс-стный жизнен­ный цикл человека. Что касается практических приложений, то они все более расши­ряются, не ограничиваясь лишь областью образования и системой общественного вос­питания. В областях здравоохранения и социального обеспечения, организации труда и обслуживания используются многие данные возрастной психологии.

В отечественной психологии систематические генетико-психологические иссле­дования начаты В. М. Бехтеревым и его сотрудниками, особенно Н. М. Щеловановым. В основанной В. М. Бехтеревым и Н. М. Щеловановым клинике-лаборатории раннего детства впервые был разработан и применен комплексный метод длительного изуче­ния одних и тех же детей, охватывающий весь период раннего детства. Этим факти­чески было положено начало методу, носящему в настоящее время название лонгитю-динального. Обоснование и первые попытки его применения были изложены в 1928 г. В. М. Бехтеревым и Н. М. Щеловановым в совместной работе43. Этот же метод «длин-ника» применялся и применяется в советской детской и педагогической психологии разными исследователями" 5.

41 Bayley N. The Life Span as a Frame of Reference in Psychological Research. — № 3. — Basel; N. Y.: Vita
Humana, 1963.

42 Thomae H., Uhr R. Variations in Personality Development // Tp. XVIII Междунар. психол. контр. -
Вып. 29. — М., 1966; Thomae H. Objective Socialization Variables and Personality Development. Fining
from a Longitudinal Study // Human Development. — 1965. — № 8. — P. 87.

43 Бехтерев В. М., Шелованов Н. М. К обоснованию генетической рефлексологии // Новое в рефлексоло­
гии и физиологии нервной системы. — Т, 1. — М.: ГИЗ, 1928.

44 Проблемы обучения и воспитания в начальной школе: Сб. / Под ред. Б. Г. Ананьева, А. И. Сорокиной. —
М.: Учпедгиз, 1960; Новая система начального обучения: Сб. / Под ред. Л. В. Занкова. — М.: Просвеще­
ние, 1966; Возрастные возможности усвоения знаний: Сб. / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. —
М.: Просвещение, 1966.


Человек как предмет познания

В современных условиях лонтитюдинальный метод возрастной психологии целе­сообразно соединить с психографическим методом дифференциальной психологии. Один из зачинателей дифференциальной психологии — В. Штерн считал синтетиче­ский характер психографии специфичным для изучения индивидуально-психических различий между людьми45. Однако психографическое описание личности составля­лось преимущественно на основании данных наблюдения и эксперимента в опреде­ленный момент жизни. Характеристика жизненного пути личности и анализ продук­тов ее деятельности не считались обязательными для монографического изучения личности. Типичным примером подобного изучения является медико-психологиче­ская монография Е. Тулуза об Эмиле Золя46, основанная на экспериментальных дан­ных, но весьма далекая от анализа творческой деятельности великого французского писателя. Современная психология владеет методами такого анализа процесса и про­дуктов деятельности (праксиметрическими), которые должны использоваться в пси­хографических и лонгитюдинальных исследованиях.

Надо иметь, однако, в виду, что) самостоятельное значение лонгитюдинальный ме­тод приобретает лишь при специальном изучении генетических связей между фазами жизни, как ближними, так и более отдаленньши одна от другой. Поэтому на коротких отрезках (например, период начального обучения — 4 или 3 года) его ценность незна­чительна. (По отношению к отдельному отрезку времени (возрастному статусу) этот метод может быть совместим с методом поперечных возрастных срезов, но в том и другом случае ^ребуются корреляция и факторный анализ: а) комплекса явлений, об­разующих этот статус, и б) факторов, их определяющих. Однако в таком плане, на­сколько нам известно, данные методы не применялись в психологических исследова­ниях именно потому, что не придавалось основного значения собственно генетиче­ским принципам.

Наконец, что особенно важно, лонгитюдинальный метод позволяет определить диапазон возрастной изменчивости и индивидуальной вариабельности фаз жизнен­ного цикла, что составляет основу дифференцированного управления процессом развития.

Между всеми компонентами воспитания и развития существуют взаимосвязи, прямые и обратные, положительные и отрицательные, непосредственные и опосредо­ванные. Судить о различных влияниях этих связей на небольшом отрезке времени почти невозможно, так как, кроме непосредственных эффектов, проявляющихся вслед за данным воздействием, существуют отсроченные и более обобщенные эффекты. Осо­бенно важны наиболее отдаленные влияния, распространяющиеся в самую глубину структуры личности и ее жизненного цикла. Для определения таких опосредованных и отдаленных влияний, действующих в длинном ряду генетических связей между фа­зами развития, лонгитюдинальный метод должен быть признан основным.

«Наложение» данных «продольного» и «.поперечного» срезов на определенные картины развития безусловно целесообразно, так как позволяет более точно соотне­сти оба параметра времени (длительность и временную последовательность смены фаз) в возрастных характеристиках развития человека.

45 Stern W. Die differentielle Psychologic - Berlin, 1911.

46 Toulouse E. Enquete medicopsychologique. — P., 1896.


Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека

4. Возрастная периодизация жизненного цикла человека

Для понимания жизненного цикла человека необходимы определение последова­тельной смены состояний развития, однонаправленности и необратимости времени жизни, т. е. топологическая характеристика этого времени. Вместе с тем следует учи­тывать длительность существования индивида, определяемую общей продолжитель­ностью жизни всех индивидов данного вида, — метрическую характеристику жизнен­ного цикла и его отдельных моментов. Обе эти характеристики представлены, напри­мер, в новейшей схеме возрастной периодизации, принятой на одном из международных симпозиумов. В этой схеме период развития (слева) количественно определяется про­должительностью его существования, измеряемой первоначально днями, затем годами и десятилетиями (справа):

Новорожденные 1-10 дней

Грудной ребенок 10 дней-1 год

Раннее детство 1-2 года

Первый период детства 3-7 лет

Второй период детства 8-12,, для мальчиков

8- 11,, для девочек Подростковый возраст 13-16,, для мальчиков

1 2 — 1 5,, для девочек
Юношеский 17-21,, для мужчин

16-20,, для женщин Средний возраст:

первый период 22-35,, для мужчин

21-35,, для женщин второй период 36-60,, для мужчин

36-55,, для женщин
Пожилые люди 61-75,, для мужчин

55-75,, для женщин
Старческий возраст 74-90,, для обоих полов
Долгожители Старше 90 лет47

В антропологии и психофизиологии, педиатрии и геронтологии чаще использу­ются более специальные классификации периодов роста и созревания, с одной сторо­ны, и инволюционных периодов, с другой.

В этих более частных классификациях возрастов главное внимание уделяется объективным признакам начала и завершения каждого возрастного периода, длитель­ность которого может значительно варьировать у разных индивидов. В педиатрии, например, широко используется следующая периодизация развития: 1) внутриутроб­ный период; 2) период новорожденности; 3) период вскармливания грудью; 4) период молочных зубов; 5) период отрочества; 6) период полового созревания.

47 Гримм Г. Основы конституциональной биологии и антропометрии. — М.: Медицина, 1967. — С. 1 3 7.


Человек как предмет познания

В антропологии выделяют три основных периода развития взрослого человека, включая инволюционный: 1) возмужалый возраст (Adolescentia Virilitas), охватываю­щий период от 20 до 40 лет у женщин и от 25 до 45 лет у мужчин; 2) зрелость (Maturitas) — до 55 лет; 3) старость (Senium), характеризующуюся непрерывно нара­стающей инволюцией и завершающуюся естественной физиологической смертью. Однако антропологическая периодизация развития взрослого человека48 не является общепринятой в геронтологии и психофизиологии.

В современной геронтологии используется периодизация Дж. Биррена, одного из наиболее крупных исследователей процессов старения человека. В предложенной им классификации возрастов указывается продолжительность каждого из периодов на основании различных научных данных49:

Юность 12-17 лет

Ранняя зрелость 17-25 лет

Зрелость 25-50 лет

Поздняя зрелость 50-75 лет

Старость 75 лет

Интересна вместе с тем попытка Дж. Биррена определить продолжительность каждой фазы, учитывая их разнородность и закономерность возрастающей продол­жительности более поздних фаз (сравнительно с более ранними)50. Эта закономер­ность не является чисто биологической, так как не имеет соответствий в онтогенезе других приматов, но также не может трактоваться и как чисто социальная особенность накопления индивидуального опыта в процессе онтогенетической эволюции. Особен­но следует учитывать при определении продолжительности пубертатного периода закономерность ускорения общесоматического и полового созревания, а при определе­нии продолжительности некоторых периодов зрелости, напротив, — замедления про­цессов старения в современных исторических условиях. В этих условиях возрастает вариативность индивидов в периоды созревания, зрелости и старения, а поэтому воз­растная норма должна определяться в пределах расширяющегося диапазона колеба­ний основных величин.

Более совершенной, чем классификация Биррена, представляется новейшая (1966 г.) классификация Д. Б. Бромлей51. Человеческую жизнь она рассматривает как совокуп­ность пяти циклов: утробного (стадии беременности), детства, юности, взрослости и старения. Каждый из этих циклов состоит из ряда стадий, характеризуемых возраст­ными датами (с учетом изменчивости) и общими чертами развития (при игнорирова­нии индивидуальных различий).

Первый цикл состоит из четырех стадий: 1) зиготы (оплодотворенного яйца); 2) эмбриона (ранней стадии биологического развития); 3) плода (поздней стадии био­логического развития); 4) момента рождения (смены жизни во внутренней среде ма-48 Гинзбург В. В. Элементы антропологии для медиков. — М.: Медгиз, 1963.

49 BirrenJ. E. The Psychology of Ageing. — New Jersy, 1964.

50 Периоды зрелости (25-50 лет) и поздней зрелости (50-75 лет), по периодизации Дж. Биррена, много­
кратно превышают длительность всех предшествующих периодов.

51 Bromley D. В. The Psychology of Human Ageing. — England: Penguin Books, 1966.


Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека

теринского организма на жизнь во внешней среде). С этого момента развитие опреде­ляется по возрастным датам (от рождения) и характеризуется сменой способов ори­ентации, поведения и коммуникации во внешней среде.

В т о р о й ц и к л — д е т с т в о — состоит из трех стадий, охватывающих 1 1 - 1 3 лет жиз­ни. Первая из них — младенчество (от рождения до 18 месяцев жизни) — характери­зуется многими важными чертами развития. Именно в этот период ребенок приобре­тает основные навыки движения, восприятия и манипулирования, у него образуется сенсомоторная схема, регулирующая поведение. Весьма интенсивно развивается не­словесное общение, с помощью которого осуществляется начальная социализация ин­дивида. Полная зависимость ребенка от взрослых, особенно от матери, имеет особое зна­чение для начальной социализации, образования потребностей в общении и привязан­ностей, накопления опыта коммуникации, необходимого для дальнейшего развития.

Вторая стадия детства (от 18 месяцев до 5 лет) — дошкольное детство — характери­зуется развитием перцептивных, мнемических и элементарных мыслительных процес­сов (предоперационных представлений), сложных манипуляций и действий с вещами, накоплением опыта поведения в различных жизненных ситуациях. Эта стадия отличает­ся интенсивным развитием речи, формированием словесных связей в процессе общения. Однако наряду с ними применяются и более ранние, несловесные средства общения (эк­спрессивные формы поведения: мимика, жестикуляция, поза, интонации). Постепенно упрочиваются семейные и другие социальные отношения в ближайшей среде.

Поскольку в Англии школьное обучение начинается с пятилетнего возраста, Д. Б. Бром-лей указывает границы следующей стадии детства — раннего школьного детства — от 5 до 11 или 13 лет. Эта стадия, по ее определению, характеризуется ассимиляцией культуры через образование, развитием символического начала в мышлении и пове­дении, усвоением конкретных операций группирования и т. д. Во многих отношениях эта стадия имеет решающее значение для социализации индивида, поскольку она осу­ществляется уже не только эмпирически, посредством накопления опыта поведения в общественной среде, но и рационально, путем освоения основ морали и регулирова­ния связей на этих основах.

Цикл юности состоит из двух стадий: 1) полового созревания — старшего школьного детства (ранняя юность), длящегося от 11-13 до 15 лет (в английских условиях), и 2) поздней юности (15-21 год). Надо отметить, что начиная с этого цикла Д. Б. Бромлей характеризует развитие определенными сдвигами личности, ее статуса, ролей, позиций в обществе и именно этот подход отличает ее классифика­цию от других, например от классификации Дж. Биррена. Вместе с тем она пытается отметить наиболее важные психофизиологические изменения индивида в различ­ные периоды жизни.

Первая стадия юности отличается интенсивным развитием вторичных половых признаков и производительных функций, соматическим развитием и нервно-пси­хическим созреванием. В этот период складывается система формальных операций и логических структур, повышающих уровень умственной активности. В английских условиях к концу этой стадии завершается основное образование. Весьма значитель­ные изменения происходят в социальном развитии: начинает действовать система ог­раниченной правовой ответственности, осваиваются новые социальные роли и пози-


Человек как предмет познания

ции. Поведение ориентировано на взрослые нормы поведения, и притязания на взрос­лость отличают многие мотивы поведения в этом возрасте.

Вторая стадия юности — завершение главной фазы биологического развития, дальнейшее образование и профессиональная подготовка, освоение некоторых про­фессиональных ролей, начало самостоятельной трудовой и экономической жизни. Решающее значение имеет переход от зависимости (экономической, правовой, нрав­ственной) к независимости от родителей. Именно этим переходом, остро переживае­мым отдельными юношами и девушками, объясняется, по мнению Бромлей, тот факт социальной статистики (буржуазных стран), что как раз в эти годы имеет место «пик» антисоциального поведения.

Цикл взрослости52 состоит из четырех стадий: 1) ранней взрослости (21-25 лет); 2) средней взрослости (25-40 лет); 3) поздней взрослости (40-55 лет); 4) предпенси­онного возраста (55-65 лет), являющегося переходным к циклу старости.

Ранняя взрослость — это овладение ролью взрослого человека, правовая зрелость, избирательные права, экономическая ответственность — в общем, полное включение во все виды социальной активности своей страны. На этой стадии складывается соб­ственная семья и строится собственный образ жизни: вступление в брак, рождение первого ребенка, установление круга знакомств, связанных с общей работой. На рабо­те осваиваются профессиональные роли, продолжается профессиональная подготов­ка и начинается совершенствование мастерства. Для атлетических достижений эта стадия является годами «пик», или оптимума, хотя во многих видах спорта эти дости­жения возможны, по данным Д. Б. Бромлей53, и позже (до 35 лет).

Среднюю взрослость Д. Б. Бромлей характеризует следующим образом: годы «пик», или оптимума, для интеллектуальных достижений, консолидация социальных и профессиональных ролей по роду службы, накопление сравнительно постоянных материальных средств и социальных связей, лидерство в различных видах деятельно­сти и старшинство по возрасту среди многих сотрудников и знакомых, легкий упадок некоторых физических и умственных функций, проявляющийся при максимальной деятельности.

Поздняя зрелость имеет своими главными чертами продолжение установления специальных (по роду занятий) и социальных ролей с доминированием некоторых из них и ослаблением других, уход детей из семьи и изменение в связи с этим образа жизни (возвращение некоторых женщин к служебной роли), менопауза, дальнейший упадок физических и умственных функций. По многим экспериментальным данным, средняя точка этой стадии развития находится между 45-50 годами.

Предпенсионный возраст характеризуется более очевидным упадком физических и умственных функций, дальнейшим ослаблением сексуальных функций и интере­сов. Вместе с тем это годы «пик» для наиболее общих социальных достижений — по­ложения в обществе, власти и авторитета, частичной освобожденности от занятий и отбора наиболее интересных для личности общественных дел. Не в меньшей мере су­щественно, как подчеркивает Д. Б. Бромлей, изменение всей мотивации в связи

52 Д. Б. Бромлей предпочитает термин «взрослость» термину «зрелость», употребляемому многими други­
ми авторами (например, Бирреном).

53 Разумеется, вся хронологическая характеристика стадий Д. Б. Бромлей связана с особенностями эконо­
мической, правовой и т. д. жизни современной Англии и других капиталистических стран.


Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека

с подготовкой к предстоящему пенсионному образу жизни, ожиданием старости или сопротивлением ее наступлению.

Цикл старения состоит из трех стадий: 1) «удаления от дел» («отставки», по вы­ражению автора, 65-70 лет); 2) старости (70 и более лет) и 3) последней стадии — дряхлости, болезненной старости и смерти (максимум — около 110 лет в условиях Англии и Западной Европы).

Первая из этих стадий характеризуется повышением впечатлительности (воспри­имчивости) к нарушениям жизненного стереотипа и «психическим беспорядкам» в ближайшем окружении; увеличивающейся потребностью в коммуникации, обостре­нием чувства родства и привязанностей к близким людям; освобождением от служеб­ной роли и общественных дел или продолжением некоторого рода деятельности с це­лью поддержания авторитета и власти; адаптацией к новым условиям жизни без постоянных и напряженных занятий; ухудшением физического и умственного состо­яния. Для многих мужчин эта стадия оказывается последней, так как в Англии и Уэлльсе (по данным последней переписи) средняя продолжительность жизни муж­чин — 68 лет, в то время как средняя продолжительность жизни женщин превышает ее на 6 лет (74 года).

Старость характеризуется Д. Б. Бромлей весьма лаконично: полная незанятость в обществе, отсутствие каких-либо ролей, кроме семейных, растущая социальная изо­ляция, постепенное сокращение круга близких людей, особенно из среды сверстни­ков, физическая и умственная недостаточность.

Последняя стадия — одряхление, болезненная старость — характеризуется нара­станием явлений сенильности в поведении и психической сфере, окончательным на­рушением биологических функций, хроническими болезненными состояниями, смер­тью. Для этой стадии Д. Б. Бромлей уже не нашла каких-либо социальных характери­стик и определений состояния личности, субъекта и внутреннего мира престарелого человека, переживания им прожитой жизни и ожидания смерти. Между тем старость и дряхлость — сложнейшие социально-психологические проблемы, которые еще не изучаются геронтологией, хотя гериатры из среды психиатров и невропатологов мно­го делают для лечения пресенильных психозов и еенильных состояний. Увеличение не только средней, но и нормальной продолжительности человеческой жизни с науч­но-техническим прогрессом и социальным развитием, а в связи с этим относительное постарение населения делают насущно необходимыми правильную постановку и ре­шение названных проблем.

Сопоставляя классификацию Д. Б. Бромлей с многими другими, следует признать j ее наиболее пригодной для целей периодизации жизненного цикла и исследования взаимосвязей возраста и поворотных моментов жизненного пути.

Классификация возрастов по психофизиологическим характеристикам развития включает, таким образом, следующую цепь фазных преобразований жизненного цик­ла человека: младенчество, раннее детство, детство, отрочество, юность, молодость, средний возраст, пожилой, старый, престарелый (дряхлость)54. Самые моменты пре­образований (генетические переходы) могут выделяться как дискретные величины,

54 Выделение отрочества и молодости как особых периодов, разделенных периодом юности, диктуется на­личием новых для развития психофизиологических характеристик.


Человек как предмет познания

имеющие то или иное значение для всего жизненного цикла («критические» точки развития). Наиболее сложное дело — определение продолжительности каждого из этих явлений развития (фаз и дискретных моментов), поскольку следует учитывать: а) гетерохронность функциональных и личностных изменений; б) возрастную Й ин­дивидуальную изменчивость в изменяющихся исторических условиях.

В современной антропологии, психологии и геронтологии, как и в демографии, принят способ сопоставления сдвигов в разные возрастные периоды по десятилети­ям или пятилетиям, считая со второй половины исчисляемых лет жизни (например, 17, 7-22, 6). Статистическая обработка экспериментальных биографических и демог­рафических данных, производимая таким способом, хотя и выгодна с точки зрения математической сопоставимости, однако значительно препятствует поискам дей­ствительных нижних и верхних границ каждой из фаз, определению наибольшей концентрации специфических особенностей того или иного возраста в определен­ные моменты времени.

Следует учесть также, что достижения генетической психологии (например, в ис­следованиях Анри Валлона и Ж. Пиаже), с одной стороны, и сравнительно-биологи­ческих исследований в психологии, с другой, позволяют характеризовать развитие личности по определенным «пикам», или оптимальным моментам, в тот или иной воз­растной период. Поэтому требуется такое сочетание более дробного поперечного воз­растного среза (год за годом) с более дифференцированным продольным срезом раз­вития, которое даст возможность уловить «пики» (оптимумы) каждой из фаз, ее ниж­ние и верхние границы, дискретные состояния переходов от одной фазы к другой. В организованном нами большом коллективном исследовании предусмотрена имен­но такая программа, и первоначальные результаты ее осуществления оказываются об­надеживающими.

Психофизиологическая и социально-психологическая характеристики индивиду­ального развития в определенных фазах и переходах должны занять существенное мес­то в комплексных возрастных синдромах. В свою очередь, анализ возрастных измене­ний психофизиологических функций человека необходим для понимания общих зако­номерностей индивидуального развития человека, его одаренности и характера.

5. Онтогенетическая эволюция психофизиологических функций человека

Становление человека как личности и субъекта деятельности в конкретных соци­ально-исторических условиях носит фазный характер: оно развертывается по опреде­ленным циклам и стадиям жизненного развития человека как индивида. Особое зна­чение в этом отношении имеет онтогенетическая эволюция психофизиологических функций человеческого мозга — материального субстрата сознания. Любая из этих функций имеет свою историю развития в онтогенетической эволюции мозга. Это не значит, однако, что весь ход и содержание психической деятельности человека об­условливаются такой эволюцией. Современная психология различает в психической


Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека

деятельности разнородные явления: функции, процессы, состояния, свойства лично­сти. Центральное значение для отражения объективной действительности, ориента­ции в ней и регуляции действий имеют психические процессы (восприятие, память, мышление, эмоции и т. д.), носящие вероятностный характер и зависящие от многих факторов, одним из которых является возраст.

Любой психический процесс формируется как определенная констелляция психо­физиологических функций (сенсорных, мнемических, вербальных, тонических и т. д.), действий с разнообразными операциями (перцептивных, мнемических, логических и т. д.) и мотивации (потребностей, установок, интересов и ценностных ориентации). Из вышеперечисленных компонентов любого психического процесса действия и опе­рации непосредственно вовсе не связаны с онтогенетической эволюцией, мотива­ция связана с ней лишь в самых общих и исходных своих формах (органические потребности и установки) и только психологические функции являются собственно онтогенетическими феноменами 1Подобное различение психологических феноменов показано на модели перцептивного пространства, компонентами которого являются пространственно-различительные функции55. Экспериментальные исследования, вы­полненные в нашей лаборатории Е. Ф. Рыбалко, показали, что фактор возраста имеет разное значение для этих компонентов (табл. З)56.

Таблица 3 Зависимость зрительных функций детей и подростков за период от 4 до 15 лет от возрастного и других факторов, % от общего компонента факторов

 

Факты Поле зрения Острота зрения Глазомер
Возраст Другие 70 30 25 75 25 75

Поле зрения, обусловленное структурой проводящих путей и корковыми проек­циями, в наибольшей степени зависит от процессов созревания и старения, как, впро­чем, и от общего состояния нормы и патологии мозга взрослого человека. Не случайно топическая диагностика очаговых нарушений мозговой деятельности всегда включа­ется в периметрию. В результате многолетних исследований в нашей лаборатории со­бран значительный материал для характеристики онтогенетической эволюции поля зрения. На рис. 9 сопоставлены данные, полученные Е. Ф. Рыбалко на детях, с данны~ ми, полученными М. Д. Александровой на стариках, по отношению к средним величи­нам схематизированного поля зрения взрослого человека.

Возрастные изменения поля зрения типичны для онтогенетической эволюции пси­хофизиологических функций. В связи с накоплением опыта наблюдения и воспита­нием мышления формируется перцептивное поле со своей пространственной и смыс­ловой организацией оптических сигналов. Непосредственно с перцептивным полем (и лишь через него с полем зрения) связаны объем внимания, столь важный для ум-55 Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. О с о б е н н о с т и в о с п р и я т и я п р о с т р а н с т в а у детей. — М.: П р о с в е щ е н и е, 1 9 56 Т а м же. - С. 244.



Человек как предмет познания

Рис. 9. Сравнительная характеристика полей зрения ребенка, взрослого и старого человека: границы поля зрения взрослого; — — т о же старого человека; - - - то же ребенка 6 лет

ственной деятельности, и объем оперативной памяти, зависящий от логических опе­раций и задачи деятельности. Приблизительно по такому же типу зависимости стро­ятся и другие психические процессы, связанные с ходом онтогенетической эволюции посредством функциональных механизмов.

Прежде всего отметим, что закономерность возрастной эволюции психических ре­акций является общей как для речевых (речемыслительных), так и для сенсомоторных реакций. Эта закономерность обнаруживается при сравнительно-возрастном сопостав­лении данных об изменении времени реакций (ВР) различных видов (непроизвольных и произвольных, двигательных и речевых, простых реакций и реакций выбора на раз­личные сигналы и т. д.). Благодаря обобщению этих данных в ценных исследованиях Е. И. Бойко, мы имеем возможность представить картину в целом (рис. 10)57.

Комментируя эту общую картину, Е. И. Бойко пишет по поводу факта замедленного ВР у детей по сравнению со взрослыми следующее: «Казалось бы, он находится в проти­воречии с общеизвестной живостью и подвижностью детского возраста. Тем не менее об­щая закономерность состоит в постепенном и неуклонном укорочении ВР, начиная с 3 ' /, лет и кончая студенческим возрастом, а затем (после 40 лет) сменяется еще более посте­пенным его удлинением по мере процесса старения организма. Всему этому предшеству­ет наиболее длительный скрытый период непроизвольных двигательных реакций у ново­рожденных и.младенцев на тактильные, болевые и температурные раздражения»58.

Такова общая картина постепенного укорочения ВР (начиная с 31/2 лет), оптимум которого относится к юности и молодости («студенческим годам»). Эта общая карти­на проявляется в любых сопоставляемых смежных возрастах как в отношении сенсо-моторных, так и речевых реакций.

Весьма показательны возрастные сопоставления этих видов реакций.

57 Рисунок заимствован из работы Е. И. Бойко «Время реакций человека» (М.: Медицина, 1964. — С. 391 ).

58 Там же; см. также его работу «Возрастные изменения времени реакций у детей и взрослых» (в сб.: По­
граничные проблемы психологии и физиологии. — Изд. АПН РСФСР, 1961).


Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека



 


Рис. 10. Изменение времени реакции в связи с возрастом по данным различных

исследователей

Раздельные реакции на звук и свет в двух вариантах (с предупреждением и без предупреждения) были получены Б. Филипом. Приводим сводку этих данных по воз­растным группам (табл. 4)59.


Среднее время реакций, мс


Таблица 4


 

 

  Раздражители Разность Раздражители  
Возраст, Звук Звук Свет Свет Разность
лет с предупреж- без пре-   с предупреж- без пре-  
  дением дупреждения   дением дупреждения  
  176, 76 219, 10 42, 34 194, 24 251, 34 57, 10
  175, 64 208, 32 32, 68 185, 08 233, 08 48, 00
  174, 30 205, 18 30, 48 191, 62 238, 10 46, 48
  171, 28 199, 32 28, 01 184, 68 229, 50 44, 82
  161, 96 " * 188, 80 26, 84 178, 02 220, 94 42, 92
  154, 76 181, 80 27, 04 169, 22 211, 44 42, 22
  144, 54 165, 18 20, 64 158, 20 191, 36 33, 16
  139, 52 1-72, 96 33, 44 158, 10 305, 04 46, 94
Разность между ВР 37, 24 46, 14 36, 14 46, 30
в 9 и 16 лет            

Заимствована из работы Бойко Е. И. (Возрастные изменения времени реакций у детей и у взрослых» (с. 163).

 


Человек как предмет познания

По дополнительным подсчетам Е. И. Бойко, ВР на свет и звук укорачивается с 9 до 16 лет почти на одну и ту же величину (36-37 мс), аналогичная тенденция прослежи­вается для ВР с предупредительным сигналом и без него.

В подробном исследовании Ф. Гуденаф были охвачены большая группа детей от 3 1/2, до 11 1/2 лет и студенты колледжа. ВР определялось по другой методике (комбини­рованного зрительно-слухового сигнала). Были получены данные, в общем, подтвер­ждающие уже описанную тенденцию укорочения ВР. Эти данные (в извлечении) представлены в табл. 5.

Таблица 5 ВР на комбинированный зрительно-слуховой сигнал, мс

 

 

Возраст, лет Мальчики Девочки Студенты колледжа
Мужчины Женщины
31/2 81/2 580 230 622 262    

Аналогичная картина была ранее (еще в 1927 г.) получена А. Р. Лурия и его со­трудниками при изучении ВР детей на различные словесные сигналы (в ассоциатив­ном эксперименте). По их данным, ВР у подростков 16 лет вдвое короче, чем у детей 8 лет. Если ВР восьмилетних детей в среднем равнялось 2, 7 с, то ВР подростков харак­теризовалось величиной всего 1, 2 с.

В соответствии с современными трактовками информационной природы сигна­лов были установлены соотношения информационных и возрастных факторов, опре­деляющих время реакций. При таком важном уточнении оказалось, что ВР есть фун­кция информации стимула и возраста. Вместе с тем общая картина возрастных изме­нений ВР подтвердилась и при этом уточнении.

В литературе описаны значительные вариации ВР, связанные с информацион­ной природой стимула, социальным развитием и образованием, отношением к зада­че, тренированностью испытуемых и т. д. Однако эти вариации всегда находятся в определенных, уже известных нам возрастных диапазонах ВР. По этим диапазо­нам можно выделить известный оптимум временных характеристик сенсомоторных и речемыслительных реакций, который совпадает с периодом юности и молодости («студенческим возрастом»). Ни по одному виду реакций такой оптимум не распо­лагается в каком-либо из детских возрастов. В детских возрастах не обнаружен та­кой оптимум даже по отношению к самым элементарным сенсомоторным реакциям, что свидетельствует о незавершенных в этих возрастных фазах процессах сенсомо-торного развития.

Сопоставим описанные важные выводы из психологических исследований с выво­дами, полученными П. П. Лазаревым и его сотрудниками. На протяжении многих лет они изучали чувствительность различных модальностей (периферического зрения, Слу­ха, кинестезии) у людей разных возрастов. На основании ряда серий подобных исследо-


Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека

ваний П. П. Лазарев пришел к выводу, что чувствительность «для периферического зре­ния, для слуха, для центров движения и, вероятно, для других центров зависит от возра­ста» 60 На рис. 11 изображена кривая возрастных изменений средних значений этих ви­дов чувствительности (обозначается как Е0, из хода которой видно, как постепенно воз­растает уровень чувствительности, достигая максимума к 20 годам жизни61.

120 90 60 30

Пороговые значения, полученные для двад­
цатилетнего возраста, как полагал П. П. Ла­
зарев, могут быть использованы в качестве
\ эталона сенсорного оптимума, по сличению с

V которым можно определить возраст любого

человека. «Определение возраста, - замечает
'*---_ П. П. Лазарев по поводу такого способа, - де-

^ Лп ^ ап -£ г лается с точностью около 3-5 лет»62. Он осо-

20 Ю М topa^Ur бенно подчеркивает то обстоятельство, что эта-

Рис.11. Обобщенная кривая возрастной избирается один и тот же двадцатилетний воз­раст: «...оптимальная чувствительность к вне­шним воздействиям на глаз при перифериче-чувствительности (по П. П. Лазареву)

лоном для разных видов чувствительности

изменчивости слуховой, зрительной,

раст: «...оптимальная чувствительность к вне-периферической и кинестетической

шним воздействиям на глаз при перифериче­ском зрении наблюдается около 20 лет. В этом же возрасте имеется максимальная слуховая чувствительность (Лазарев, Беликов). Около этого возраста имеется и максимальная чувствительность двигательных цент­ров. В возрасте около 20 лет восприимчивость указанных выше центров является повы-шенной...»63 С некоторыми дополнениями эти выводы были подтверждены последую­щими экспериментальными работами.

Различительная чувствительность глаза по отношению к яркости ахроматических объектов возрастает весьма значительно, например в возрасте 16 лет она в 2, 5 раза больше, чем у 6-летних детей. По данным Л. А. Шварц, различительная цветочувстви­тельность заметно повышается с возрастом. По сравнению с первоклассниками у уча­щихся третьего класса она возрастает в среднем на 45 %, а у учащихся пятых клас­сов — на 160 %64. Аналогичные явления были обнаружены в лаборатории С. В. Крав-кова в отношении возрастных изменений электрической чувствительности глаза. Результаты многих исследований возрастной эволюции различительной чувствитель­ности глаза были обобщены С. В. Кравковым (рис. 12)65.

Сравнительно с данными П. П. Лазарева сенсорный оптимум здесь передвинут еще выше, к 25 годам

Следует отметить также, что гетерохронность созревания и развития различных функций даже одного и того же анализатора существенно осложняет картину. Мы не

60 Лазарев П. П. Современные проблемы биофизики. — М.: Изд. АН СССР, 1945. — С. 98.

61 Там же. - С. 99.

62 Там же. - С. 100.

63 Там же.

64 Шварц Л. А. Развитие цветоощущения у детей школьного возраста // Бюллетень экспериментальной
биологии и медицины. — Т. 25. — Вып. 3. — М., 1948. — Л. А. Шварц установила вместе с тем, что абсо­
лютная цветочувствительность постепенно снижается уже в эти годы.

65 Кравков С. В. Глаз и его работа. - Изд. АН СССР, 1950. - С. 231.



Человек как предмет познания

Рис. 12. Изменение различительной чувствительности глаза в зависимости от возраста

имеем возможности останавливаться на этом важном вопросе, укажем только, что он специально освещен в нашей работе, написанной совместно с Е. Ф. Рыбалко66. С помо­щью корреляционного анализа экспериментальных данных о развитии зрительно-про­странственных функций у детей от 4 до 16 лет (сравнительно со взрослыми) Е. Ф. Ры­балко обнаружила некоторые закономерности их онтогенетического взаимодействия, в том числе явления периодического понижения остроты зрения при расширении гра­ниц монокулярных полей зрения в отдельные периоды развития. Гетерохронность раз­вития может быть следствием подобных коррелятивных изменений.

Гетерохронность функций в другой модальности (кинестезии) можно показать на экспериментальных данных К. X. Кекчеева (табл. б)67.

' Таблица 6

Возрастные изменения чувствительности «статической»- проприорецепции

 

Вид проприо- Возраст, лет
                       
Оценка размеров длины Оценка толщины Оценка усилий (веса грузов) 55, 0 41, 0 54, 0 43, 0 50, 5 66, 3 62, 2 64, 7 71, 3 68, 6 49, 25 74, 3 68, 5 58, 0 76, 5 75, 0 65, 0 79, 0 69, 1 69, 1 82, 4 73, 5 76, 6 83, 0 79, 5 79, 0 84, 0 77, 3 64, 4 80, 9 82, 5 66, 3 87, 2

Анализируя данные табл. 6, К. X. Кекчеев писал, что «с возрастом относительная чувствительность " статической" проприорецепции... постепенно повышается и это повышение протекает без перерывов или резких рывков. Наибольший рост чувстви­тельности приходится на период от 8 до 10 лет; позднее чувствительность увеличива­ется медленнее, давая как бы " плато"»68.

66 Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей.

67 Кекчеев К. X. Интерорецепция и проприорецепция и их значение для клиники. — М.: Медгиз, 1946.у С. 148.


Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека

Рассмотрим более подробно эти интересные данные! Кинестетическая оценка дли­ны обнаруживает не только периоды повышения (в 10, 13, 15, 16 и 18 лет), но и пери­оды снижения (в 9, 12, 14 и 17 лет). Аналогичная картина неравномерности развития обнаруживается в эволюции кинестетической оценки толщины. Снижение уровня кинестезии обоих видов совпадает только в одном случае (в 17 лет). Из одиннадцати возрастных групп совпадение явлений повышения чувствительности обоих видов наблюдается только у шести. Указанное К. X. Кекчеевым «плато» имеет место лишь в кинестетической оценке усилий (веса грузов). В период от 14 до 17 лет уровень по­чти стабилизируется, затем в тот же, что и в двух других видах проприорецепции, пе­риод (в 17 лет) снижается, потом вновь значительно повышается (в 18 лет). Имеются основания полагать, что дальнейшая эволюция кинестезии определяется совокупным действием возраста и практической деятельности.

Весьма интересные и важные для возрастной психофизиологии данные об онтоге­нетической эволюции слуховой чувствительности и ее различных видов получены Н. В. Тимофеевым и его сотрудниками, изучавшими онтогенетическую эволюцию по­рогов слышимости (тонов и речи) у людей в возрасте от 4 до 80 лет. Они обнаружили гетерохронность в развитии видов остроты слуха и неравномерность эволюции каж­дого из них.

Н. В. Тимофеев и К. П. Покрывалова установили, что пороги слышимости законо­мерно изменяются с возрастом и поэтому нет показателей, равно годных для всех лю­дей с нормальным слухом69.

Для всех изученных в сравнительно-возрастном плане видов чувствительности характерно постепенное понижение порогов ощущений, т. е. повышение чувствитель­ности (особенно различительной), далеко за пределами периодов роста и созревания. - Каждый из видов чувствительности может иметь несколько «пиков», точек подъе-ша, - так как процесс развития носит неравномерный характер и гетерохронность фун­кциональной эволюции сопровождается не только положительной, но и отрицатель­ной корреляцией сенсорных функций. Один из этих «пиков», сопровождающих­ся конвергенцией ряда серсорных функций, располагается в зоне ранней зрело­сти (18-25 лет), а другой может иметь место и позже, в период общей стабилизации функций.1

Примечательно, что кривая онтогенетической эволюции чувствительности (ее постепенного повышения к 18-25 годам, а затем стабилизации в 25-50 лет) легко со­относится с кривой возрастных изменений времени реакций. Генетическая общность этих явлений заключается, возможно, в том, что в процессе индивидуального разви­тия аналитическая деятельность больших полушарий головного мозга прогрессирует, ни в какой мере не прекращаясь и не свертываясь по мере формирования сложных систем его синтетической деятельности. Больше того, именно синтетическая деятель­ность обеспечивает как бы расширенное воспроизводство потоков сенсорной инфор­мации, ее упорядочение, отбор и организацию постоянного взаимодействия всех ка­налов связи с окружающей средой. Можно предположить, что такая взаимосвязь сама

69 Тимофеев Н. В., Покрывалова К. П. Возрастные изменения порогов слышимости // Пробл. физиол. аку­стики: Сб. - Т. 2. - М.: Изд. АН СССР. 1950.


Человек как предмет познания

является фактором, противостоящим тотальной инволюции элементарных психофи­зиологических функций в процессе старения.

Не только психофизиологическая, но и соматическая инволюция, как это доказа­но современной геронтологией, носит гетерохронный характер, неравномерно охва­тывая различные функции, даже в самые поздние периоды человеческой жизни. Боль­ше того, даже один и тот же вид чувствительности (например, вибрационной) пред­ставлен с разной интенсивностью на различных участках или органах тела, т.е. чувствительность топографически разнородна в связи с различным жизненным зна­чением органов. В этом отношении интересна сводка Т. Ховелла, обобщающая полу­ченные им экспериментальные данные (табл. 7)70.

Таблица 7


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.045 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал