![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Интересующие проблемы и поиск их решенийСтр 1 из 8Следующая ⇒
Первые проявления познавательной потребности Если мы хотим проследить, как же появляются на свет ростки одаренности, необходимо с большим вниманием отнестись к первым проявлениям познавательной потребности — потребности малыша в новых впечатлениях. Она появляется с рождения наряду с физиологическими потребностями в сне, пище и вызывает поисковую активность, которая первоначально выражается в слежении за предметами. Ученые установили (используя специальную аппаратуру, фиксирующую движения зрачка), что уже спустя 5—7 дней после появления на свет дети чаще и дольше рассматривают фигуры сложной формы, выделяя движущиеся и объемные предме- 20. ты. А к концу первого месяца появляются признаки зрительного, слухового, двигательного сосредоточения: во время бодрствования ребенок как бы зацепляется взглядом за какой-нибудь предмет и начинает его разглядывать, а при звуках погремушки или голоса человека замирает и прислушивается. Познание ребенком окружающего мира происходит не только в пассивной форме. Уже на второй неделе обнаруживается дотягивание младенца до предмета, а к двум-трем месяцам оно развивается в самостоятельное действие. Примерно в четыре месяца малыш научается схватывать игрушку. Резко возрастают его возможности познавательного развития при самостоятельных манипуляциях с предметами: схватывая, перекладывая, кусая, облизывая, бросая игрушку, ребенок открывает все новые свойства предметов, учится их употреблению. Постепенно возрастает целенаправленность его поведения. Несомненна роль взрослого в этом процессе: именно взрослый обращает внимание младенца на предметы, показывает способы действий с ними, поощряет первые самостоятельные действия маленького исследователя. Некоторые данные свидетельствуют, что для одаренных детей на ранних этапах развития (до двух-трех лет) характерна высокая сензитивность к новизне ситуации, проявляющаяся в более ярко выраженной и стойкой реакции на новый предмет, звук, изображение. У таких детей часто можно обнаружить, что познавательная потребность — потребность в новых впечатлениях — оказывается сильнее даже потребностей в сне и пище. Одна мать рассказывала, что в роддоме врач запретил ей кормить грудью ребенка более пяти минут (из-за трещин на сосках). Но за это время малыш не успевал насытиться, и было чистой мукой отрывать его от груди и слышать его безудержный плач. Выход нашелся совершенно неожиданно: орущий младенец, не реагирующий ни на поглаживание, ни на покачивание, вдруг затих, когда мать поднесла к его лицу маленькую стеклянную коробочку и стала медленно ее поворачивать. В следующий раз женщина приготовила уже три разных предмета и трже успешно справилась с плачем сына. Найденное решение часто помогало ей в дальнейшем дома. Особенно выручали «рыбки» — подвешенная к потолку игрушка с яркими легчайшими рыбками, движимыми легкими потоками воздуха. К удивлению этой женщины, мамы других детей — ровесников ее Антона (вместе гуляли с колясками) считали эту игрушку бесполезной: «Моя Викуся только в первый день ей радовалась, а сейчас — ноль внимания». В дальнейшем разное отношение к игрушкам проявлялось все сильнее. Новые игрушки всех радовали, но бурный 21
восторг у Викуси быстро сменялся полным равнодушием, а Антон стремился получше познакомиться с новым приобретением: подносил к уху, крутил, осматривал со всех сторон, пробовал на прочность прикрепления разных деталей, подбрасывал, засовывал в ведро, накрывал сверху ковриком и т.д. В эти первые годы реализация поисковой, исследовательской активности обеспечивает ребенку непроизвольное открытие мира, порождение образов, становление сенсорных эталонов — систем чувственных качеств предметов (например, система цветов спектра, геометрических форм и др.), которые используются как образцы при исследовании объектов и выделении их свойств. У одаренных детей вследствие повышенной познавательной активности знания о мире шире и сложнее, чем у их сверстников, но главная особенность познавательной потребности состоит в том, что она ненасыщаема. Это обусловливает постоянное проявление любознательности ко всему новому для ребенка. Вопросы, вопросы, вопросы.... Постепенно, к трем—пяти годам, элементарная, первичная исследовательская активность преобразуется в более высокие ее формы и проявляется уже в самостоятельной постановке вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному. У одаренных детей трудно выделить «возраст вопросов» (период, когда дети начинают задавать очень много вопросов, обычно длится от двух с половиной до трех с половиной лет). Их вопросы появляются почти с самого начала активного говорения, и количество вопросов не уменьшается так резко, как у их сверстников в три-четыре года. Можно сказать, что одаренные дети всегда задают больше вопросов, чем их ровесники. К тому же вопросы одаренных детей более глубоки по содержанию, шире по тематике. Денису четыре с половиной года. Его мама рассказывает: «Нас поражает, как быстро он все схватывает, буквально на лету. Ему все интересно и в книгах, и на прогулке, причем очень часто его внимание приковывают самые обычные события и предметы. Казалось'бы, что может быть интересного в том, что мужчина копается в моторе машины, но сын не пройдет мимо, обязательно остановится, начнет расспросы: «Что случилось с машиной? А что делает дядя? Он ее чинит? А почему он смотрит там? А может, кончился бензин? А машина поедет потом? А когда он ее сделает? А почему он ее смотрит здесь, а не в гараже? А машина только что сломалась? А может быть, машина попала в аварию?» И так до бесконечности, пока я не уведу его. Но когда придем домой, он обязательно расскажет папе или бабушке об увиденном, вспомнит довольно точно мои ответы и включит в рассказ вместе со своими версиями. Никогда не подумала бы, что в его возрасте дети могли бы спрашивать, как устроен телевизор или телефон, да еще так дотошно докапываться до мелочей. Я физику знаю только в пределах школьной программы, поэтому сыну могу ответить на его вопросы поверхностно. Сначала его устраивали мои ответы, но однажды пришел мастер по ремонту телевизоров, и тут я услышала, какие вопросы ему стал задавать сын! После этого случая нашему папе пришлось засесть за книги... Денис, вообще-то очень подвижный ребенок, просидел как приклеенный около папы в течение часа! И все запомнил! Я потом слышала, как он объяснял все игрушечному мишке, играя в мастера, ремонтирующего телевизор. Постепенно интерес к приборам утих, но на смену пришло другое... Теперь нам с мужем пришлось вспомнить зоологию, да и географию тоже...» Ребенок ищет источники информации, задает многочисленные вопросы взрослым, сам пытается объяснить непонятное, опираясь на полученную информацию и собственное воображение. Он так стремится поделиться новыми знаниями, своими открытиями! Папе или бабушке с дедушкой, или хотя бы игрушечному мишке он готов рассказать все, что узнал, но непременно в собственном понимании, он не повторяет, что услышал, а пересказывает так, как понял. Интересующие проблемы и поиск их решений У одаренного ребенка значительно раньше происходит превращение детских вопросов из необходимого средства речевого общения, познания мира в необходимое звено самостоятельного мышления. Такие дети более настойчивы в поиске ответов; при этом они требуют от взрослых полных и глубоких по содержанию объяснений. Пытливые дети уже к пяти годам пытаются найти ответы самостоятельно: читая соответствующую литературу, наблюдая, пробуя экспериментировать. Если до этого ребенок, обнаруживая неясное, неизвестное, замечая противоречие, формулировал вопрос к другим — родителям, воспитателям, старшим детям, то с пяти-шести лет возросший уровень познавательной активности позволяет ставить интересующие ребенка проблемы, вопросы и осуществлять самостоятельный поиск решений. Поставленный вопрос дошкольник обращает к себе самому. Возникающая при этом познавательная потребность приобретает новое качество: она вполне осознается ребенком. Диапазон интересующих ребенка проблем может быть широким.
22 23 Шестилетний Коля проявляет повышенный интерес к истории открытия новых земель, потому что самая большая его мечта — открыть какой-нибудь неизвестный, таинственный остров. Взрослые уверены, что все уже изучено и открыто, но на то они и взрослые, чтобы так думать. Пришлось заняться этим самому. Хорошо, что папа принес книги о путешественниках, мореплавателях. Все карты походов, экспедиций, которые можно было найти в этих книгах, Коля перерисовал. Одному разобраться в картах было бы не под силу, но дедушке это тоже показалось интересным. С ним они почти месяц просидели над книгами и картами, в итоге составили свою, раз десять ее перерисовывали, дополняли, уточняли. Получилось, что действительно все изучено. Но остается надежда на острова вулканического происхождения, они могут образовываться внезапно, и тогда главное оказаться первым. Значит, решил Коля, нужно знать все о вулканах. Появилась тетрадь, куда мальчик начал вписывать все известные вулканы, время их образования, даты извержений. Появилось новое увлечение — геология... Мечта — вдохновитель творчества. Следуя свой мечте, ребенок открывает для себя целые области знаний, его внимание привлекают неизвестные ему ранее факты, события, он скрупулезно их изучает, стремясь установить отношения между ними, выявить закономерности. Для этого он готов просиживать часами за книгами, вести поиски в библиотеке, привлекая взрослых к своим занятиям... Наташе скоро семь лет. С самого раннего детства ее привлекает все живое. С прогулки она обязательно принесет цветок, листик или семена какого-нибудь растения. Дома это раскладывается по отдельным коробочкам, пакетикам. Мама научила девочку засушивать растения, приклеивать на бумагу. С пяти лет Наташа сама делает гербарии. Резко возрос ее интерес к биологии после посещения биологического музея. Ей захотелось дома у себя тоже сделать маленький музей. Она научилась отыскивать названия растений по справочнику, надписывать их. Но растений накопилось так много, что трудно все запомнить, хотя у девочки прекрасная память. Папа рассказал о классификации растений, но вскоре он уехал в командировку, а маме было некогда, надо было ухаживать за заболевшей бабушкой, жившей отдельно. Наташа часто оставалась одна дома. Но скучать она не привыкла. Девочка решила сама составить свою классификацию собранных растений. Однако это оказалось делом нелегким, появилось много вопросов и пришлось оставить дело до папиного приезда. Наташе нравится наблюдать за изменениями природы. Год назад она решила начать записывать приметы природы. Блок- 24 нот быстро заполнялся, но просто писать девочке скоро показалось малоинтересным, она стала придумывать рисунки. Наташа ищет для записи своих наблюдений выразительные слова, часто обращается к словарям. Так незаметно возник интерес к филологии... Иногда одаренный ребенок все внимание сосредоточивает на какой-нибудь одной проблеме, рассматривая, изучая разные ее аспекты. Бабушка Гоши, которому пять с половиной лет, рассказывает: «Мальчику не было четырех лет, когда однажды ему подарили «киндер-сюрприз» с динозавриком. С этого все началось. Кто такие? Где живут? Чем питаются? Вопросы так и сыпались. А в это время родители Гоши работали за границей, он жил со мной. Что делать? Что отвечать? Я сама почти ничего не знала о динозаврах. А ведь ему все нужно до подробностей узнать. Пошли вместе с. ним в библиотеку. Потом в палеонтологический музей ездили. Он раза четыре весь музей обошел, два раза экскурсовода прослушал, а еще два раза сам с блокнотом ходил, все записывал (уже может писать печатными буквами), зарисовывал. Я уже так устала с ним ходить, что села на лавочку, он один ходил, смотрел. Дома у нас уже целая кипа рисунков динозавров лежит. Гоша хорошо рисует. Но последнее время рисует только динозавров. Из-за границы его родители прислали хороший справочник о динозаврах, но только на английском языке. Гоша ходит на занятия английским языком в детскую студию, но читать книги еще не может. Так он взял словарь и со словарем каждое непонятное слово стал разбирать, а они почти все для него непонятные. «Брось, не мучайся», — говорю. Но он упорный, да и интерес у него большой». На вопрос: «Кем ты хочешь стать?» — Гоша уверенно отвечает: «Конечно, палеонтологом» (а ведь многие дети его возраста даже не знают это слово). Уже сейчас Гоша начал готовиться к будущей палеонтологической экспедиции: составляет маршрут, рисует карту. Конечно, это вовсе не значит, что будущее мальчика уже определено. Интересы детей с выдающимися способностями, как и обычных, могут неоднократно меняться. Но не исключена возможность, что это детское увлечение пройдет через всю жизнь. Так было с Ильей Мечниковым, впоследствии ставшим известным биологом, одним из основателей сравнительной эмбриологии. С его старшим братом занимался студент-репетитор, обучая ботанике. А Илья часто ходил с ними на прогулки, которые по сути были практическими занятиями. Вскоре мальчик так увлекся составлением гербария, что студент стал занимать- 25 ся с ним больше, чем с братом. Развитие интереса шло стремительно, и вскоре юный исследователь стал писать трактаты по ботанике и читать лекции братьям. Чтобы братья слушали, он платил им по две копейки. Все это было до поступления в гимназию. Нередко знания начинают как бы переполнять юного искателя, и он с радостью готов поделиться ими с другими. У Ильи это было связано еще и с тем, что он был младшим из братьев, а они относились к нему «более или менее презрительно». Это сильно задевало его самолюбие, хотелось доказать, что и он многое может. Впрочем, не обязательно стремление делиться своими знаниями связано с сильным стремлением к самоутверждению (хотя нельзя отрицать значимость оценок других для одаренного ребенка). Это может стать необходимым, чтобы самому ребенку лучше понять то, что он сделал, чего достиг. Это как бы вынесение вовне итогов большой внутренней работы, чтобы лучше увидеть возможности дальнейшего совершенствования. Дарование ребенка может проявиться в какой-либо определенной области, например художественного творчества. В чем будет выражаться исследовательская активность такого ребенка? Какие проблемы он решает? § 6. Другие варианты раскрытия дарований дошкольников Чаще всего художниками рождаются и под влиянием впечатлений жизни с детских лет пытаются выражать то, что вырабатывает в ответ душа художника. Н.Н.Жуков Познавательная мотивация и исследовательская активность ребенка, по мнению А.М.Матюшкина, выражаются в высокой избирательности малыша по отношению к исследуемому новому, в предпочтении, которое он оказывает звукам, формам, цветам. Устойчивая избирательность, возможно, составляет одно из оснований развития специальных видов одаренности, проявляющихся в отдельных областях деятельности (художественной, социальной и т.д.). Музыкальное дарование Сравнительно рано проявляются признаки одаренности в области музыки. Высокая избирательность выражается здесь в 26 том, что самые сильные впечатления и переживания ребенка связаны со звуками, весь мир воспринимается им как наполненный звуками, музыка звучит во всем. До двух-трех лет об этом можно судить лишь по косвенным признакам: младенец затихает при звуках музыки, у него на лице появляется улыбка, если мелодия нравится, он активно «гулит», как бы подпевая. Иногда впечатлительность, проявляемая к звукам музыки, столь необычайна, что может показаться болезненной. Например, стоило только кому-нибудь заиграть на фортепиано, как маленький Фридерик Шопен начинал плакать. Мать даже стала предполагать у него врожденное отвращение к музыке. На самом деле обильные слезы выражали волнение и трепет, которые испытывал при звуках музыки впечатлительный малыш. С раннего возраста у музыкально одаренного ребенка отмечается повышенное любопытство в отношении любых звучащих объектов. К двум-трем годам такие дети различают все мелодии, которые слышат, и точно их интонируют. Некоторые начинают петь раньше, чем говорить. Особая настроенность на музыку заставляет ребенка забывать все занятия и игрушки, как только прозвучат первые аккорды. «Только что играла в другой комнате с бабушкой, — рассказывает мама полуторалетней Катюши, — но только я села за инструмент, она тут как тут, а улыбка во весь рот: «Ять». «Играть» — слово не выговаривает. Но знает, что я сердиться буду, если начнет мне мешать. Бабушка ее уговаривает уйти в другую комнату, но она ни в какую. Бабушка берет на руки и уносит: рев на всю квартиру. Приходится принести обратно в комнату. Пока играю, сидит у бабушки на коленях, но недолго. Вырывается и летит к инструменту; как магнит, он ее притягивает. Вижу, как хочется дотронуться до клавиш, иногда разрешаю. Буря восторга. Но недавно мне надо было готовиться к серьезному концерту, тут уже не до Кати. Но она почти все время в этой комнате была. Я долго, часами играла. Она устанет, у ног моих сядет, однажды так даже уснула под Бетховена...» Маленькому Моцарту не было еще двух лет, когда звуки музыки, которую исполнял отец, заставляли его отбросить игрушки и слушать. Однажды он прибежал в кабинет отца. «Тебе что здесь надо? Иди, не мешай!» Горькие слезы. Мать вынесла его во двор, и только вновь услышав музыку, доносящуюся из кабинета отца через окно, мальчик успокоился и заулыбался. Познавательная активность выражается в форме восприятия музыки. 27 Примерно в три—пять лет резко возрастает стремление к самостоятельным действиям по «извлечению» звуков. Первоначально малыш имитирует жесты, манеру пения, игры на музыкальных инструментах — все, что видит у взрослых. М.Глинка писал: «Музыкальная способность выражалась в то время страстью к колокольному звону (трезвону): я жадно вслушивался в эти резкие звуки и умел на двух медных тазах ловко подражать звонарям. В случае болезни приносили малые колокола в комнаты для моей забавы»1. Когда отец играл на фортепиано, маленький Коля Рим-ский-Корсаков бил в такт в игрушечный барабан. Отец нарочно менял темп и ритм, и малыш тотчас перестраивался. Вскоре стал верно напевать все, что играл отец. А через некоторое время уже подбирал на фортепиано слышанные от отца пьесы. Подражание — это уже ступенька к творчеству. Дальнейшее его развитие приведет к первым попыткам (в пять-шесть лет) придумать что-то свое. Возможно, это будет незатейливая мелодия или простенькая песенка. Но так или иначе появление первых произведений знаменует переход на более высокий уровень развития одаренности ребенка. А.Н.Скрябин пытался сочинять на фортепиано, когда ему было всего пять лет и нот он еще не знал. С.С.Прокофьев вспоминал: «Слушание музыки и импровизирование за клавиатурой привели к тому, что я стал подбирать самостоятельные пьески»2. В пять лет он подобрал пьеску и назвал «Индийский галоп». Мать записала ее. В четыре года Вольфганг Моцарт пытался сочинить концерт для клавесина. А в возрасте около шести лет однажды попросил отца записать сочиненную пьеску. «Это была небольшая, незамысловатая вещица с простеньким ритмическим рисунком и нехитрым аккомпанементом. Но это был менуэт. Хотя в нем ощущалось подражание чужим образцам — произведениям отца и другим композиторам, — все же это было никем не игранное, сочиненное. Мальчик еще не умел записывать свои мысли, но он уже музыкально мыслил»3. Что же значит для одаренного ребенка музыкально мыслить? По-видимому, учиться выражать свои переживания, свой внутренний мир через гамму звуков. Это соотносимо с поиском реше-
2 Прокофьев С.С. Материалы, документы, воспоминания.— М., 3 Кремнев Б.Г Вольфганг Амадей Моцарт.— М., 1958.— С. 15. 28 ния проблем. Но это особые проблемы, которые открываются на уровне чувств и почти непереводимы на уровень слов. Они как бы томятся в душе ребенка, находя выход в детских импровизациях. Ранние сочинения Моцарта, Гайдна, Прокофьева и других композиторов, чей музыкальный талант проявился рано, имеют большое значение не из-за их вклада в мировую сокровищницу культуры. Их качественные характеристики не столь блистательны, как у более поздних сочинений, — но они свидетельствуют о высоком творческом потенциале, проявившемся уже в период раннего детства. Без этих первых импровизаций невозможно было бы появление прекрасных сочинений более позднего периода, так как развитие музыкального таланта предполагает последовательное прохождение всех этапов раскрытия творческого потенциала.
|